Александр Железняков о старте уже летавшей ракеты Falcon 9

На модерации Отложенный

Компания SpaceX впервые запустила уже летавшую ракету и успешно посадила ее. Falcon 9 стартовала с мыса Канаверал. Предыдущий старт ракеты-носителя был осуществлен в апреле прошлого года. Тогда SpaceX вывела на орбиту корабль с грузом для МКС. Глава компании Илон Маск назвал повторный запуск Falcon 9 революцией в космических полетах. Ведущая «Коммерсантъ FM» Наталья Боева обсудила новость с членом Российской академии космонавтики им. Циолковского Александром Железняковым. 

— Как вы считаете, запуск ранее использованной ракеты отразится на будущем всей космической индустрии?

— Говорить обо всей космической индустрии я бы не стал. Но на ее коммерческом секторе непременно отразится.

— То есть услуги России по доставке грузов на орбиту могут стать невостребованными?

— Нет, не надо торопиться. Все-таки заказчиков на космические услуги довольно много, и удовлетворить всех Илон Маск вряд ли сможет по тем или иным причинам, в том числе и политическим. Поэтому, конечно, наши услуги тоже будут востребованы, однако в лице американца российская ракетно-космическая отрасль имеет очень серьезного конкурента в этом сегменте рынка. Если не появятся какие-то альтернативные предложения по снижению стоимости пусковых услуг, то, конечно, большинство заказчиков свои взоры обратит на Маска.

— А можете доступно объяснить его ноу-хау? Каким образом удается использовать ракету заново?

— Это не ноу-хау. Работы над тем, чтобы использовать часть ракеты многократно, велись достаточно давно, еще в 1980-е гг., когда в СССР реализовывалась программа «Энергия-Буран». Она тоже предполагала возвращать на землю боковые ускорители и потом их использовать многократно.

Илон Маск отличается от других тем, что он пошел дальше и не просто готовился к этому, а сделал возвращающуюся первую ступень. Причем не так, как раньше предполагалось, на парашютах, а именно с помощью двигательной установки. То есть он осуществляет мягкую посадку первой ступени на землю или на плавучую платформу. Вот в этом его, скажем так, ноу-хау.

— Но в России подобных аналогов нет?

— Нет.

Причем не только в России, но и во всем мире.

— Насколько это удешевляет сам процесс?

— Все зависит от того, сколько раз эта ступень будет в дальнейшем использоваться. Сам предприниматель заявляет чуть ли не о стократном снижении стоимости. Но это, конечно, ерунда. Более здравые расчеты показывают, что если ступень будет использоваться в десяти полетах, то пусковые услуги подешевеют приблизительно на 25%, то есть на четверть. Это достаточно существенная сумма. Если удастся добиться использования этой ступени на протяжении 20-30 запусков, удешевление еще на 5-7% произойдет.

— Во сколько сейчас обходится запуск ракеты? Илон Маск заявляет, что этот старт обошелся в 60 млн долларов примерно.

— Правильно. Это стоимость услуг, которые Маск предлагает на мировом рынке. С использованием ракеты-носителя «Протон» эти услуги стоят почти на $10 млн дороже. Использование европейской Ariane-5 обходится еще приблизительно на $20 млн дороже. А вот самая дорогая ракета из существующих сейчас на рынке пусковых услуг, — это американская Delta IV Heavy, которая, правда, используется эпизодически. Стоимость запуска с ее использованием составляет более $130 млн.

— А кто основные лидеры на этом рынке?

— Те ракеты, которые я перечислил, это и есть лидеры. То есть европейский консорциум Arianespace, российская ракетно-космическая отрасль с ракетой-носителем «Протон-М», кроме того, и некоторые другие наши носители используются для коммерческих запусков. В перспективе предполагается выход на коммерческий рынок ракеты-носителя «Ангара».

Сейчас китайцы весьма серьезно работают в этом направлении, и уже готовы предложить свои услуги всем заказчикам. Пока они обслуживают в основном страны Латинской Америки и Азии, но там не очень много запусков. Но китайцы намерены расширить сферу своих предложений.

— Насколько я понимаю, после последнего старта Falcon 9 немного неуютно стало всем игрокам на этом рынке. Теперь задача Илона Маска — увеличить количество таких пусков?

— Да, я с этим согласен.