Эксперт: Литва выставляет себя на посмешище

На модерации Отложенный

Решение литовского парламента о криминализации одобрения, отрицания или принижения значения преступлений нацистской Германии и Советского Союза нуждается в подробном изучении. По мнению эксперта «Росбалта», бывшего руководителя проекта «Русский омбудсмен» в Эстонии Сергея Середенко, итогом этого изучения может оказаться выставление Литвы на посмешище.

«Я не видел самого текста этой статьи УК, а различные источники подают ее по-разному. Например, русская служба BBC формулирует ее как «публичное одобрение агрессии СССР или нацистской Германии против Литвы, геноцида или иных преступлений против человечности». Литовский Delfi добавляет к этому еще две позиции: «отрицание или умаление масштабов признанных на международном уровне случаев геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений» а также «поддержку, отрицание и умаление масштабов тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в 1990-1991 годах против Литвы и ее жителей». При этом заголовки информационных сообщений говорят об «отрицании оккупации», хотя в самих сообщениях об этом ничего нет. Все это производит странное впечатление, впрочем, вполне обычное для прибалтийского медийного пространства», - считает эксперт.

По мнению правозащитника, принятие подобного решение - показатель серьезного идейного кризиса в самой Литве, и, шире, в Прибалтике. Указав на то, что анализировать информационные сообщения, не видя первоисточника, не верно, Середенко сделал несколько замечаний.

«Все мои возможные замечания будут начинаться со слов «не знаю». Я, например, не знаю, что такое «поддержка тяжких преступлений, совершенных в 1990-1991 годах против Литвы».

Что такое «пособничество» - знаю, а что такое «поддержка» совершенного 20 лет назад преступления - не знаю. Что такое «признанные на международном уровне случаи геноцида», я тоже не знаю. Если
брать все обвинения в геноциде, раздававшиеся из уст политиков, и сравнить их с количеством конкретных судебных решений по этой статье, то пропорция будет чудовищной... Если Балтийская Ассамблея признает что-то геноцидом, то следует ли считать это «признанием на международном уровне»? Совершенно очевидно, что политические заявления никоим образом нельзя приравнивать к фактам, а тем более к судебным решениям», - делает вывод правозащитник.

Еще больше вопросов вызывает у юриста применение понятия «агрессия». «Есть «определение агрессии», данное 14 декабря 1974 года ГА ООН; если кратко, то это противоправное применение вооруженной силы. Противоправность, как известно, устанавливается только судом. Ни вторжения, ни нападения КА СССР в Литву, насколько мне известно, не было. Сама Литва ни в один суд по поводу «советской агрессии», тоже насколько мне известно, не обращалась. Как и по поводу «оккупации». Следует ли считать «публичным одобрением агрессии СССР» заявление о том, что Литва добровольно вошла в состав СССР? Тут вообще какие-то странные словесные кружева, так как те, кто считает вхождение прибалтийских республик в состав СССР добровольным, никак не оценивают это как результат «агрессии», и соответственно, не «одобряют» ее. А те, кто, наоборот, считает это следствием «агрессии», вряд ли будут это «публично одобрять», - недоумевает он.