Паника и популизм в борьбе с дефицитом

На модерации Отложенный

Кейнс некогда произнес свою монументальную фразу - \"в долгосрочной перспективе мы все умрем\". Однако у нее есть следствие. Оно гласит: \"Все финансово-неуравновешенные личности в конечном счете оказываются в условиях долгосрочной перспективы\". Однако кажется, что это правило, выдержавшее проверку историей, временно не действует в отношении единственной в своем роде мировой сверхдержавы. А также известнейшего мирового валютного брэнда - доллара.

США терпят явную неудачу, пытаясь внедрить надежную среднесрочную стратегию для борьбы с огромным дефицитом бюджета. Они по-прежнему придерживаются свободной финансовой и монетарной политики, что всегда приводит к ослаблению валюты. Тем не менее, в условиях охватившего Европу кризиса государственных долгов, доллар сохраняет сильные позиции. Причина в отсутствии у стран северной Европы и Азии, накапливающих официальные резервы, реальной альтернативы. Недавно я писал о том, что доллар останется мировой резервной валютой №1 благодаря более высокой, чем в застойной Европе, производительности и демографическим показателям, при этом Китай не сможет предложить альтернативу в обозримом будущем. Однако меня начинают мучить мысли о последствиях. Дело в том, что статус безопасной гавани во время финансовой бури - привилегия, которой можно злоупотребить.

В Европе ощущается давление, оказываемое рынками в связи с финансовой экономией, при этом единственная большая страна, избежавшая такого давления - Германия - все равно принимает меры по сокращению. Велика вероятность преждевременного ужесточения и финансовой, и монетарной политики. В США такое давление отсутствует. И обязательства ФРС следить за ростом и ценовым уровнем, а также недавние комментарии председателя ФРС Бена Бернанке предполагают, что ужесточение произойдет скорее поздно, чем рано. В США повышение процентных ставок до снижения уровня безработицы, к моменту которого могут начаться инфляционные разрушения, всегда связано с политическими трудностями. В краткосрочной перспективе это станет благом для Европы, где двойное падение экономики Еврозоны будет менее болезненным, чем в случае девальвации евро и заимствования стимулов из США. По словам Фреда Бергстена из Института международной экономики им. Петерсона в Вашингтоне, США разряжают напряженность, вызванную постоянными мировыми дисбалансами. В долгосрочной перспективе изменение демографических показателей и рост реальных зарплат в Китае и других странах Азии приведут к изменению баланса экономик в сторону потребления.

Это позволит уменьшить дисбалансы, однако ожидание может оказаться бесконечным.

Вопрос, что за это время произойдет с США. США занимают положение, схожее с тем, в котором оказалась Великобритания после Первой мировой войны. Благодаря ведущей роли в мировой монетарной системе, Штаты представляют собой безопасную гавань, несмотря на финансовую слабость. Это значит, что постепенно эта гавань будет становиться менее безопасной, поскольку инвесторы, в поисках убежища вкладывающие средства в краткосрочные долларовые активы, постоянно дают передышку политикам, которым трудно обеспечить эффективную финансовую консолидацию. На самом деле, слабость Европы повышает вероятность спада и перенапряжения в США. Для устранения этой угрозы необходимо жесткое руководство и разумная политика. Однако все, что делает администрация Обамы, в особенности после катастрофы в Мексиканском заливе, - популизм и паника, а BP при этом играет роль козла отпущения.

В результате образования пузыря, который оставляет после себя огромные дефициты и долги, инвесторы разрываются между инфляцией и дефляцией. В данный момент страх перед инфляцией усиливается из-за ограничения независимости центрального банка в США, а теперь и в Еврозоне, поскольку центральные банки вынуждены заниматься финансовой политикой для борьбы с кризисом. Кроме того, давление на рынке труда в Китае означает, что китайские рабочие могут ограничить зарплаты на Западе. Также не следует забывать, что инфляция стала бы удобным средством не уплачивать огромные долги. С этим утверждением сложно согласиться, и вот в чем дело: довольно ясно, что крупнейшие мировые страны с профицитами -, Германия, Япония и Китай - не собираются стимулировать внутренний спрос, что позволило бы Большой двадцатке объявить о согласованной стратегии мирового восстановления баланса, даже если Китай будет медленно двигаться в правильном направлении. Реальный дефолт, в виде реструктуризации долга, представляется вероятным в некоторых южно-европейских странах. Отсюда следует, что экономический застой может представлять более серьезную угрозу до тех пор, пока не придет неожиданное спасение из Азии, даже если в долгосрочной перспективе США будет ожидать инфляция. При таких обстоятельствах вопрос не в том, сохранит ли доллар свой статус гавани, ибо он его сохранит, а в том, какой ущерб будет нанесен, поскольку мировые инвесторы предлагают американским политикам мыло и веревку. Таковы долгосрочные и краткосрочные перспективы.