Банкиры разочаровались в депозитах

На модерации Отложенный

За последний год депозитные сбережения граждан из источника дохода превратились в обузу для кредитных организаций. Банкиры всеми возможными способами пытаются пересмотреть договоры, заключенные с населением в прошлом году. Их главная цель - снизить доходность по вкладам. Однако ЦБ не позволит банкам отказаться от обязательств перед вкладчиками.

Прошлый год для отечественной банковской системы прошел под знаком постоянного наращивания объемов привлеченных вкладов населения. В условиях кризиса для подавляющего большинства кредитных организаций именно депозиты частников стали единственным доступным источником ресурсной базы. Лишь группа избранных банков могла рассчитывать на сравнительно дешевые беззалоговые кредиты Центробанка или привлекать зарубежное фондирование. Остальным пришлось идти в народ.
Резко обострившаяся конкуренция за накопления населения взвинтила ставки по депозитам. К середине прошлого года у некоторых банков они превышали 20% годовых в рублях. В итоге, по данным ЦБ, за прошлый год объем вкладов в банковской системе вырос более чем на 21%, достигнув 7,5 трлн рублей. Рост продолжился и в текущем году - на 1 мая этот показатель превысил 8 трлн рублей. При этом банки в первую очередь были заинтересованы в длинных деньгах - депозитах свыше 1 года. На долю последних к началу 2010 года пришлось 4,7 трлн рублей, а на 1 мая - 5,2 трлн руб-лей. Но идиллия между банками и населением была недолгой.

Как в воду глядели

Гонка за вкладами и необоснованно высокие проценты по депозитам еще в прошлом году привлекли внимание ЦБ. Регулятор неоднократно предупреждал, что, когда инфляция и доходность от кредитов станут снижаться, многие из банкиров пожалеют о своей политике. В ЦБ опасались, что не все заемщики смогут расплатиться по обязательствам, а рассчитываться с населением по дорогим депозитам придется Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Летом прошлого года регулятор стал проводить мониторинг процентных ставок десяти крупнейших банков по привлечению вкладов населения: Сбербанка, ВТБ 24, Банка Москвы, Райффайзенбанка, Газпромбанка, Росбанка, Альфа-Банка, банка «Уралсиб», Пром-связьбанка и МДМ банка. На долю этих организаций приходится свыше 70% рынка депозитов. Тем финансовым организациям, чья ставка превышала 1,5% от средних результатов мониторинга, направлялись письменные рекомендации по ее снижению. Такая запретительная политика возмутила банкиров, которые посчитали, что подобные рекомендации - первый шаг на пути к установлению безусловных ограничений по ставкам. В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) посыпались жалобы от кредитных организаций. ФАС потребовала объяснений от ЦБ, который в апреле этого года сообщил, что спорные меры носят исключительно рекомендательный характер.
Но буквально через несколько месяцев ситуация вновь обострилась. ЦБ оказался прав в своих прогнозах - сейчас наблюдается тенденция к снижению процентных ставок. Ее вызвали низкая инфляция и регулярное уменьшение регулятором ставки рефинансирования. Как следствие, снизилась и стоимость привлечения средств. «Этот показатель варьируется в зависимости от срока и величины банка. Для привлечения денег сроком от 1 года для крупных банков ставка составляет приблизительно 7-10% годовых. Для небольших кредитных организаций 10-14% годовых», - комментирует Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент». Марина Мишурис, председатель правления «Флексинвест Банка», уточняет, что средняя ставка по краткосрочным межбанковским кредитам (МБК) сегодня начинается от 5%, а ставки по долгосрочным долговым инструментам превышают 10%.

В этих условиях банки, обязавшиеся выплачивать высокие проценты по депозитам, ощутимо теряют в прибыльности и конкурентоспособности. «Устанавливая высокую ставку, банкиры осознавали риски, на которые шли. Тем не менее сегодня речь идет скорее о неспособности некоторых банков полноценно включиться в конкурентную борьбу на рынке кредитования», - считает Александр Турсков, вице-президент КБ «Интеркоммерц». Разместить средства по ставкам выше 20% можно и сегодня, например, под потребительские кредиты. Но это будут высоко рискованные инвестиции. Для сравнения, ставки рынка наиболее ликвидных рублевых корпоративных облигаций сейчас составляют 8-9% годовых. Ставки по наиболее дорогим потребкредитам населению колеблются в пределах 18-20% годовых в руб-лях.

Таким образом, депозиты населения, которые еще полгода назад были едва ли не единственным источником средств, превратились в головную боль. Однако нельзя утверждать, что высокие проценты по вкладам, которые в прошлом году предлагало большое число мелких и средних банков, - это просчет менеджмента кредитных организаций относительно развития рынка. «Думаю, что у многих мелких банков просто не было другой альтернативы. В условиях дефицита ликвидности стимулирование привлечения средств путем увеличения процентной ставки по депозитам является логичной мерой», - комментирует Вячеслав Андрюшкин, заместитель председателя правления «СДМ-БАНК».

Пролезли

В новых условиях для многих банков основной проблемой стало то, что в борьбе за клиента, предлагая более выгодные условия вкладов, они вводили депозиты с возможностью их дальнейшего пополнения. В этом году, когда ставки по новым вкладам стали снижаться, многие граждане поспешили воспользоваться представившейся возможностью и доложить средства на свои старые счета. Теряя из-за этого свою маржу, некоторые кредитные организации решили ограничить подобные вольности. Поскольку в одностороннем порядке снизить ставку по договору вклада банки не имеют права, они применили иную тактику.

«Мы уже имеем массу обращений от клиентов банков, речь идет об увеличении и введении комиссий», - заявил заместитель председателя Банка России, директор юридического департамента Сергей Голубев. Например, Алтайэнергобанк, предлагавший в прошлом году клиентам депозитный вклад с доходностью, превышающей 20%, в марте ввел комиссию на пополнение этого вклада в размере 10% от суммы вносимых средств. Другие участники рынка ввели комиссию за снятие или перечисление денежных средств с текущего счета или вклада до востребования физического лица, если они поступили безналичным путем. Например, в Юниаструм Банке с 18 мая эта комиссия составляет 7% от снимаемой суммы. Некоторые банки, например Инвестторгбанк, вообще перестали принимать пополнение счета, несмотря на предусмотренную возможность. «Используя такие меры, банки стремятся сохранить рентабельность деятельности, ведь ставки кредитования за последние месяцы заметно снизились, и пополнение вклада по старым ставкам банкам невыгодно.

Часто ставки по таким вкладам выше, чем ставки по кредитам, что противоречит сути работы банка, который должен привлекать средства дешевле, чем размещать их», - отмечает Вячеслав Андрюшкин.

При этом, банки активно пользуются юридическими лазейками. Ведь менять комиссию по депозитному договору нельзя и сейчас. В соответствии с законодательством, по договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока, либо по наступлению предусмотренных договором обстоятельств, банком не может быть одностороннее сокращен срок действия этого договора, уменьшен размер процентов, увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям. Однако вводимые комиссии, по мнению банкиров, относятся к изменению тарифов на расчетно-кассовое обслуживание (РКО), то есть не нарушают требования закона.

Возможно, банки сумели бы настоять на своем в ходе судебных разбирательств с собственными вкладчиками, даже притом что позиция финансовых организаций далеко не безупречна. Однако политика введения комиссий смутила ЦБ, который рассматривает такой шаг как безусловное нарушение. «Думаю, что мы надзорным блоком выработаем общую позицию, и будет понятно, что если тарифы на расчетно-кассовое обслуживание являются неотъемлемой частью договора вклада, то их изменение будет считаться нарушением закона», - уверен Сергей Голубев. Его коллега, директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, был еще более критичен в своих оценках. «Мы планируем запретить комиссии за внесение средств во вклады и вообще за все операции, специальная плата за которые будет признана не соответствующей действующему законодательству», - заявил финансист.

Ответный удар

В банках на столь жесткую реакцию ЦБ, похоже, не рассчитывали. В условиях кризиса регулятор достаточно часто позволял банкам оптимизировать свою работу, чтобы избежать их несостоятельности, а значит, и потрясений всей системы. Как объясняет Александр Осин, потребность для банков в дополнительном наращивании капитала при низких темпах роста кредитования сохраняется. В этом случае форсируемое регуляторами сокращение банковской маржи не соответствует текущим экономическим условиям, увеличивая риски формирования второй волны банковского кризиса.

«Установление комиссий на пополнение дорогих вкладов должно было ускорить процесс снижения средней стоимости пассивной базы, а соответственно позволить банкам быстрее снизить кредитные ставки. Теперь же некоторым из них придется дольше отрабатывать дорогие кризисные ресурсы», - комментирует Александр Турсков. По мнению Александра Осина, это решение ЦБ по своему влиянию на банковский бизнес аналогично административному снижению процентной маржи кредитных организаций, на что банки, разумеется, идти не готовы. «Ставки по вкладам запретили снижать в одностороннем порядке - теперь и до комиссий дойдут. Хотя, с другой стороны, одностороннее изменение - это самый простой способ отрегулировать прайсинг под изменившуюся рыночную конъюнктуру», - комментирует Марина Мишурис.

Однако ЦБ решил проявить принципиальность. Причин тому несколько. С одной стороны, серьезные проблемы испытают лишь небольшие кредитные организации, а значит, о полноценном потрясении банковской системы речь не пойдет. В то же время ЦБ давно является противником искусственных комиссий, а показательная порка заигравшихся банкиров в будущем заставит их коллег дважды подумать, прежде чем жаловаться на регулятора в ФАС или другие инстанции. В выигрыше же останутся граждане, которые при иных обстоятельствах вполне могли бы фактически лишиться своих сверхвыгодных, по нынешним временам, депозитных договоров.

Поспешай не торопясь

Намеки регулятора банки поняли и отреагировали оперативно. В частности, упоминавшийся Алтайэнергобанк поспешил заявить об отмене с 15 июля этого года комиссии за пополнение вкладов, открытых с 29 октября 2008 года по 23 декабря 2009 года. Кроме того, банк решил ввести «программы лояльности для вкладчиков, поддержавших банк во время кризиса». «Комиссии по депозитам - вообще очень редкое явление, связанное исключительно с кризисом. В целом инициативу ЦБ можно оценить положительно, так как практика введения различных заградительных комиссий некоторыми банками снижает привлекательность вкладов как инструментов накопления и сбережения средств. Шаги нескольких участников рынка подрывают доверие потребителей к небольшим коммерческим банкам в целом», - отмечает Александр Турсков.

Однако население, с которым активно заигрывали во время кризиса, уже не может рассчитывать на былое отношение. В нынешних условиях банки фактически не заинтересованы в привлечении дополнительных, сравнительно дорогих пассивов в виде депозитов населения. Но работать с уже существующими вкладчиками банкирам пока придется. Если инициативы ЦБ оформятся законодательно, рынок ожидает появление новых схем для обхода данных рекомендаций. Но вполне вероятно, что все изобретаемые банками решения могут просто не понадобиться. Точнее, оказаться преждевременными. Низкая стоимость привлечения средств в настоящее время обусловлена в том числе низкой инфляцией (5,7% на конец мая). При этом, по прогнозам аналитиков, нынешние показатели инфляции будут серьезно «скорректированы вверх» уже в следующем году, что подтолкнет рост ставок на банковском рынке.

В первую очередь это будет зависеть от тарифов естественных монополий, которые, по подсчетам компании «Финэкспертиза», в следующем году составят до 50% роста инфляции. «Если инфляция останется на уровне прогнозируемых 6-7 %, то ставки кредитования будут колебаться только в зависимости от рисков и ликвидности банковской системы. Если инфляция возрастет до 10-12%, то, несомненно, мы увидим и рост процентных ставок на рынке межбанковского кредитования», - отмечает генеральный директор компании Агван Микаелян. Эти прогнозы подтверждают и банкиры. По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, процентные ставки по банковским кредитам уже сейчас являются «неоправданно низкими, не отражающими реальные риски в экономике». Так что можно предположить, что к концу года стоимость и размещения, и привлечения средств вырастет. Соответственно, ставки по депозитам, которые сегодня являются чрезмерными, вполне могут оказаться на уровне рынка. Значит, очередная кампания по борьбе за лояльность вкладчиков не за горами. Только вот население вполне может отнестись к новым призывам объединить усилия для финансового процветания с недоверием.