Казахстан копирует реформы Узбекистана?

На модерации Отложенный

Узбекский эксперт, кандидат экономических наук Суръат Убайдуллаев в своей статье "Плагиат или попытка копирования успешного опыта" в правительственной газете "Правда Востока" обвинил Казахстан в копировании стратегии реформирования Узбекистана. Статья получилась громкая, ее много где перепечатали. Однако, поверить в выводы узбекского экономиста нет никакой возможности. Дело в том, что в достаточно небольшой статье, в основном представляющей собой пересказ нескольких выступлений президента Узбекистана Ислама Каримова, нет никаких данных по поводу развития экономики Казахстана.

Узбекский эксперт ссылается на то, что рост ВВП Узбекистана в 2010 году составил 8,5%. Но при этом она нарушил фундаментальное правило любого научного исследования - сопоставимость данных. Если мы сопоставим в результатами Казахстана в 2010 году, то увидем, что разница была не столь велика - 7%. "В наиболее тяжелые кризисные 2008 и 2009 годы рост сохранился на уровне 8,1% и 9%", - пишет Убайдуллоев. Сопоставим с казахстанскими результами: 2009 - рост 1,1%, 2008 - 3,2%. Именно на это и упирает узбекский эксперт. Но если присмотреться к другим сторонам экономического роста, то картина выходит не столь благостная.
Игра в проценты - любимая игра стран, не могущих похвалиться высокими экономическими результатами. Однако же, сравним в фактических показателях. В 2008 году, в начале кризиса, ВВП Казахстана составил 135 млрд. доларов, а ВВП Узбекистана - 64,1 млрд. долларов. По другим данным, ВВП Казахстана в 2009 году составил 182 млрд. долларов, а ВВП Узбекистана - 77 млрд. долларов. Казахстан по валовым показателям вдвое опережал своего южного соседа. Никакие успехи Узбекистана пока не закрыли этого разрыва. Более того, после двухлетнего затишья, пришедшегося на кризис, Казахстан восстановил темпы роста и теперь стал увеличивать отрыв.
Но важнее валовых показателей ВВП на душу населения. В Узбекистане душевой ВВП составляет 2287 долларов, тогда как в Казахстане душевой ВВП составляет 8451 доллар. Здесь мы видим превосходство Казахстана в 3,6 раза. Характерным признаком большей зажиточности казахстанских граждан является то, что из республики люди не выезжают на заработки, и не встретишь казаха-гастарбайтера. Тогда как узбеки-гастарбайтеры - не редкость. В России в 2009 году работало более 660 тысяч граждан Узбекистана, которые составили 30% всех иностранных рабочих. Большое количество рабочих приезжало и в Казахстан. Только за полгода 2008 года в Южно-Казахстанскую область въехало 38,8 тысяч граждан Узбекистана в поисках работы. Всего за границей работают от 5,5 до 7 млн. граждан Узбекистана.
Конечно, правительство Узбекистана заняло весьма удобную позицию - не замечать трудовой миграции. По словам многих узбекских журналистов, выехавший на работу гражданин этой замечательной страны просто выпадает из поля зрения властей, из системы социального обеспечения.
Если это - составная часть "узбекского чуда", то надо признать, что именно это Казахстан не копирует и никогда не будет копировать. Это наглядное доказательство того, что экономическое развитие Казахстана и Узбекистана очень существенно различается.
Трудовая миграция наглядно показывает, что экономические программы в Узбекистане не слишком эффективны, и несмотря на пропаганду, они крайне мало влияют на благосостояние народа. В 1995 году в Узбекистане душевой ВВП составлял 1970 долларов. Как видим, за 15 лет он поднялся весьма ненамного, всего на 200 долларов. За это же время Казахстан проделал более резкий рывок в благосостоянии населения, и душевой ВВП вырос с 700 долларов до 7000 долларов и выше. У республики в начале был уровень нищеты, сопоставимый разве что с беднейшими странами Африки, такими как Эфиопия, Нигер, Центрально-Африканская республика, Сомали и Зимбабве. Однако, Казахстан за 15 лет проделал путь от африканской бедности до уровня среднезажиточных государств. Узбекистан же так и застыл на своем уровне, на котором он вышел из СССР.
Казахстану мало что досталось от СССР: в основном сырьевые отрасли и отсутствие промышленности, работавшей на внутренний рынок. Казахстан производил всего 6% готовой продукции от всего объема промышленного производства.

Советский Узбекистан был намного более развит, у него была мощная машиностроительная промышленность, и уровень жизни был выше, чем в Казахстане. Но экономическая политика президента Казахстана Нурсултана Назарбаева привела к тому, что Казахстан обогнал своего соседа и эти успехи признаны во всем мире.
В свете этого заявления узбекского экономиста выглядят просто смехотворными. Убайдуллоев всерьез заявил, что более богатая и развитая страна якобы берет программы развития у более бедной и менее развитой страны.
Далее: "Так, Программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, по сути, позаимствована с Программы модернизации технического и технологического перевооружения отраслей промышленности Узбекистана, принятой несколько лет назад", - говорит Убайдуллоев.
Но он словно бы не знает, что Узбекистан принимал разрозенные программы по перевооружению фармацевтической, химической, винодельческой, угольной и других отралсей промышленности. Всего принято 11 таких программ, каждая из которых вводилась отдельным указом президента Узбекистана. Эти программы были утверждены в феврале 2009 года.
Вместе с тем, Программа форсированного индустриально-инновационного развития качественно отличалась от узбекских программ. Это часть более долгосрочных стратегий; ПФИИР - это 5-ти летний план в рамках 10-ти летней стратегии развития, которая вписана в более общую "Стратегию 2030". Программа также опиралась на Стратегию индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы, а также Программу технологического развития РК до 2015 года (принята в 2007 году). Иными словами, в Казахстане практика составления таких программ началась в 2001-2002 году. Уже в 2006 году в Казахстане появилась программа "30 корпоративных лидеров", аналогов которой в Узбекистане не было и нет.
Каким образом план, составляемый с начала 2000-х годов, постоянно уточняемый и пополняемый новыми проектами, может быть "копией" с разрозненных узбекских планов, принятых в 2009 году - непонятно.
Если говорить о том, кто у кого позаимствовал программы, то надо сказать, что подобный подход - широко распространенная практика в мире. СССР в свое время учился у Германии и США, и эта учеба была поставлена на широкую ногу. В 1950-е годы многие страны копировали методы советской индустриализации: КНДР, КНР, и даже Япония. С некоторой задержкой на этот же путь вступила Южная Корея. Причем ни Япония, ни Южная Корея никогда не признавали факт такого копирования, хотя в Японии широко использовался сталинский лозунг "Кадры решают все". В 1990-е годы Казахстан много у кого учился, и Нурсултан Назарбаев никогда не скрывал, что учился у автора сингапурского чуда - Ли Куан Ю. В Казахстане изучался опыт и других стран, в частности Норвегии, и многие моменты из него были использованы. Когда Казахстан реально у кого-то учился, то это признавалось. А вот у Узбекистана Казахстан ничему не учился, и признавать тут нечего.
Потом, стоит указать, что Узбекистан тоже использует чужую программу, не называя авторства - советскую программу развития Узбекистана, выработанную в 1960-е годы в Госплане СССР. Если ее сравнить, то совпадение будет слишком очевидным. Но Узбекистан такого происхождения своих программ что-то открыто не признает. Если это признать, то вышло бы, что в независимом Узбекистане ничего нового по сути не придумали. Или вот - откуда и у кого в Узбекистане слизали массовое внедрение пластиковых карточек для расчетов в магазинах и на рынках? Или это тоже узбекское изобретение?
Если кому и повредила эта смехотворная статья, то только самому Узбекистану. До такого не договаривалась ни одна страна в мире, даже когда были все аргументы для этого. Напротив, для страны, чей опыт копируется, это всегда является предметом гордости и подтверждения правильности политики, и никому не приходит в голову требовать "авторских прав". Только в Узбекистане все наоборот.
Впрочем, есть и другие мнения о некоторых составныхъ частях даже не экномики страны, а экномики самой правящей в Узбекистане власти... Но это уже отдельная и совсем иная тема.