Чем грозит геополитический диагноз \"Дикий Восток\"

Казахстан оказался в незавидной компании на новой карте мира.

Когда-то проблемы решались очень просто. Если одно племя обрело разум, а другое так и осталось стаей - оно превращалось в пищу. В мишень для стрел, которые не сумело придумать. В костяные наконечники для копий. Это были простые времена - и они еще долго оставались такими. Те, кто опоздал в гонке, кто отстал хотя бы на полшага, - превращались в рабов. Загонялись в резервации и анклавы. Вставали по заводскому гудку и с первым лучом солнца. Простые времена - простые решения. Но простое время кончилось.
Сергей Лукьяненко, «Спектр»

Редкий народ сам дает себе прозвание, еще реже страна сама определяет свое место на карте мира. Таких можно пересчитать по пальцам, да и то - одной руки. Эти страны называют «сверхдержавами», «супердержавами», «мировыми игроками», именно они определяют то, что мы называем «мировой порядок» (World Order). Изменения на геополитической карте мира каждый раз с пафосом называют «Новый мировой порядок» (New World Order). Статья с таким названием, которая рассказывает, что ныне в мире правят не политические границы, а «родоплеменные» связи, и объясняет, почему это так - вышла в журнале Newsweek. Для нашей страны этот манифест мировой политики важен тем, куда «Око Саурона» запихнул Астану. А радоваться тут нечему, поскольку диагноз наш: «Дикий Восток».

«На протяжении веков мы пользовались картами для установления границ, которые определялись политикой. Но пришла пора отказаться от многих наших представлений о самоорганизации человечества. Возрождение родо-племенных связей во всем мире приводит к созданию более сложных глобальных альянсов. Там, где когда-то границы определяла дипломатия, сегодня история, расовая и этническая принадлежность, а также культура делят человечество на новые, динамично развивающиеся группировки», - таков основной посыл карты Нового мирового порядка по версии Newsweek.
Но почему в век Интернета и нанотехнологий именно племена? По мнению авторов, хотя «племенные связи стары, как сам мир», «политические потрясения и глобализация усиливают их воздействие», а не ослабляют, как, казалось бы, должны были. «Новые контуры мира начали вырисовываться с окончанием холодной войны, - пишет Newsweek. - Те карты, на которых обозначались отдельные блоки, тяготеющие или к Соединенным Штатам, или к Советскому Союзу, стали вдруг неактуальны. В последние годы на смену понятию единого Третьего мира пришло усиление Китая и Индии. А новые концепции, скажем, стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) опровергаются тем фактом, что у данных государств очень разная история и культура».
Итак, каков же диагноз Нового мирового порядка? «Границы этого нового мира будут непостоянны, подвергаясь время от времени изменениям. Некоторые страны трудно отнести к той или иной категории - возьмите для примера весьма своеобразное место, носящее название Франция. Поэтому мы выделяем их в отдельный класс. Есть также преемники великих городов-государств эпохи Возрождения, такие как Лондон и Сингапур. Их объединяет не география, а связи, определяемые сходством и близостью».

А вот и список новых «племенных» союзов:

1. «Новая Ганза»-Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
2. «Пограничные страны»-Бельгия, Чехия, Эстония, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Соединенное Королевство.
3. «Оливковые республики»-Болгария, Хорватия, Греция, Италия, Косово, Македония, Черногория, Португалия, Словения, Испания.
4. «Города-государства»-Лондон, Париж, Сингапур, Тель-Авив.
5. «Североамериканский союз»-Канада, Соединенные Штаты Америки.
6. «Страны либерализма»-Чили, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Перу.
7. «Боливарианские республики»-Аргентина, Боливия, Куба, Эквадор, Никарагуа, Венесуэла.
8. «Отдельно стоящие страны»-Бразилия, Франция, Большая Индия, Япония, Южная Корея, Швейцария.
9. «Российская империя»-Армения, Белоруссия, Молдавия, Российская Федерация, Украина.
10. «Дикий Восток»-Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан.
11. «Иранистан»-Бахрейн, сектор Газа, Иран, Ирак, Ливан, Сирия.
12. «Большая Аравия»-Египет, Иордания, Кувейт, территории Палестины, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен.


13. «Новые османы»-Турция, Туркменистан, Узбекистан.
14. «Южноафриканская империя»-Ботсвана, Лесото, Намибия, Южная Африка, Свазиленд, Зимбабве.
15. «Страны Африки южнее Сахары»-Ангола, Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго - Киншаса, Эфиопия, Гана, Кения, Либерия, Малави, Мали, Мозамбик, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Судан, Танзания, Того, Уганда, Замбия.
16. «Пояс Магриба»-Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.
17. «Срединное царство»-Китай, Гонконг, Тайвань.
18. «Каучуковый пояс»-Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам.
19. «Страны, которым повезло»-Австралия, Новая Зеландия.

Из этого списка нас больше всего интересуют три объединения - «Российская империя», «Дикий Восток» и «Новые османы». В список первого включены Армения, Белоруссия, Молдавия, Российская Федерация, Украина. Вот что пишут о нем авторы: «Россия обладает колоссальными природными ресурсами, значительным научно-техническим потенциалом, а также сильной армией. Пока Китай усиливается, Россия стремится утвердиться на Украине, в Грузии и в Средней Азии. Подобно старой царской версии, новая российская империя полагается на прочные узы русской славянской идентичности, поскольку русские составляют примерно четыре пятых ее 140-миллионного населения. Это середнячок в плане семейных доходов, которые составляют примерно половину итальянских, и, кроме того, Россия сталкивается с проблемой быстрого старения населения». Про третий союз - Турция, Туркменистан, Узбекистан - говорится тоже достаточно многое: «Турция символизирует собой возврат к племенному началу, поскольку сегодня она уделяет больше внимания своему восточному фронту, нежели Европе. Хотя отношения с ЕС по-прежнему лежат в основе ее экономики, страна в настоящее время переносит основной упор во внешней политике на свои бывшие османские владения на Ближнем Востоке и на этнических собратьев из Центральной Азии. Торговля с Россией и Китаем также находится на подъеме».
Что же касается нас, то в нашем «стаде» под громким названием «Дикий Восток» оказались весьма разные страны - Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан. «Эта часть нашей планеты останется яблоком раздора между соперничающими регионами, к которым относятся Китай, Индия, Турция, Россия и Северная Америка», - диагностирует Newsweek. Почему в этом списке нет Узбекистана и Туркменистана, которые теперь «Новые османы»? Первый, как известно, является ключевой страной Центральной Азии, а у второго - не меньше углеводородов, чем у нас в пересчете на квадратные километры пустыни. Из списка стран «Дикого Востока» только в нашей стране нет или не было войны - в Афганистане она идет, в Азербайджане четверть территории оккупирована Арменией, в Пакистане идет война с талибами, в Таджикистане - была гражданская война 1992-1997 годов, а теперь есть угроза начала новой.
Отдельная песня - Кыргызстан, где произошла вторая революция, а затем трехдневная межэтническая бойня, унесшая 2-3 тысячи жизней. Все это делает данные страны крайне нестабильными. Почему же мы в этом списке, а Узбекистан, куда давно лезут террористы из ИДУ, и Туркменистан, переживший смерть Туркменбаши, - нет? Видимо, из-за океана наша стабильность кажется куда менее надежной, чем нам отсюда пытаются продемонстрировать, иного ответа нет...

Не раз и не два было сказано, что стабильность в стране, в государстве, достигается за счет четкой системы распределения обязанностей и передачи власти. Стабильность, «завязанная» на одно лицо, - это Ахиллес, неуязвимый до тех пор, пока никто не знает про его «пяту». А учитывая, как в последнее время неважно чувствуют себя многие обитатели казахстанского политического олимпа, где сейчас прямо какая-то эпидемия инсультов, вопрос о том, как в Казахстане обеспечить преемственность и стабильность власти, становится все более острым. Думается, именно это имеется в виду у аналитиков «Большого брата», помещающими нас среди тех, кого мировые державы делят или готовятся поделить. Как бы ни было, это обидно признавать в Астане, но сегодня нам предстоит вновь находить себя на карте мира, поскольку быть «Диким Востоком» после 20 лет независимости как-то не слишком весело...

Источник: http://www.dn.kz/main/editorials.htm

29
1278
0