Штирлиц попал под раздачу: закон приравнял его к бандеровцам

На модерации Отложенный

Минкомсвязи предложило исправить нелепость

Это история о высокой цене каждого слова в законе и об опасности размывающих право решений, принятых под воздействием идеологического угара.

На официальном правительственном портале размещена для общественного обсуждения инициатива Минкомсвязи. Ведомство предлагает «уточнить» статью 20.3 Кодекса об административных правонарушениях, наказывающую в том числе и за «пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций».

Гражданам государство обещает штраф в 1–2 тысячи рублей или арест на срок до 15 суток, должностным лицам — штраф от 1 до 4 тысяч рублей, а юридическим лицам — от 10 до 50 тысяч рублей. С конфискацией «предмета правонарушения».

Обратите внимание на слово «либо» в приведенной выше формулировке: дело именно в нем. Из-за него сейчас наказуемо любое публичное демонстрирование нацистской символики, и «по формальному признаку под статью 20.3 КоАП может подпадать, в частности, демонстрирование любой кино- и телепродукции, а также произведений литературы и искусства о Великой Отечественной войне», считают в Минкомсвязи.

За показ фильма о Второй мировой войне, где есть «не наши» герои в форме и под флагами со свастикой, телеканалы или владельцы кинотеатров должны штрафоваться. Нарушителями являются участники и организаторы военных реконструкций, музеи, имеющие в своей экспозиции древнеиндийские или древнеславянские артефакты, учителя истории…

Но кинокомпании, телеканалы, школы, вузы, музеи никто не штрафует. Закрывают власти глаза на прямое нарушение закона! А Роскомнадзор в 2015 году разрешил СМИ публиковать «без целей пропаганды» фотографии со свастикой и прочей запрещенной символикой, хотя по закону это запрещено.

Теперь же чиновники Минкомсвязи предлагают подрихтовать сам закон, сопроводив его примечанием: не подлежат административной ответственности «случаи использования нацистской символики или атрибутики в произведениях науки, литературы, искусства, а также в просветительских, учебных и информационных целях при условии отсутствия признаков пропаганды»…

Между прочим, еще в 2013 году в статье 20.3 КоАП речь шла только о «пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики» в сочетании, а просто «публичное демонстрирование» наказывалось, лишь если речь шла о символике экстремистских организаций.

Но в 2014 году случился «Крымнаш». Российские политики и большинство поддержавшего их общества начали непримиримую борьбу с Украиной, где к власти пришли «фашисты» и «бандеровцы». А группа единороссов внесла в Госдуму законопроект, который предлагал дополнить КоАП запретом «пропаганды символики тех организаций, которые открыто сотрудничали с немецко-фашистскими войсками и принимали участие в карательных операциях во время Великой Отечественной войны».

Один из авторов, тогда вице-спикер Сергей Железняк («ЕР»), при обсуждении текста в первом чтении объяснял: речь идет о «коллаборационистских организациях и их символике». Если же в документальных материалах, научно-исследовательских книгах и фильмах нет пропаганды нацистских или экстремистских идей, действие закона на них не распространяется, говорил он.

«Как же так?» — спросит любой, вспомнив про слово «либо».

Но г-н Железняк не врал: слово «либо» появилось в тексте документа ко второму чтению, и на него внимания уже никто не обратил. А кто обратил — тот промолчал, потому что это было бы «не в тренде».

И вот, по данным Судебного департамента Верховного суда, по доведенной до абсурда статье КоАП в 2016 году было вынесено почти в 3 раза больше приговоров, чем в 2014-м. Еще бы: не надо доказывать наличие умысла на пропаганду, увидел свастику — пиши протокол!

По данным сайта «РосПравосудие», в 2017 году в Архангельской области оштрафовали за «публичное демонстрирование» гражданина, который, отбывая уголовное наказание в местах лишения свободы, «по своей инициативе» нанес на спину татуировку в виде нацистской символики. А в Чите судили мужчину, «посредством снятия одежды» публично демонстрировавшего в СИЗО татуировку в виде свастики…

Две жалобы на применение этой статьи ушли в ЕСПЧ.

Кстати, даже самое ничтожное наказание по статье 20.3 КоАП лишает права в течение года подавать заявки на проведение массовых мероприятий и участвовать в выборах любого уровня.

Если правительство поддержит обсуждаемый законопроект Минкомсвязи и внесет его в Госдуму, здравый смысл одержит небольшую победу. Но граждан с провокационными татуировками это от наказания не спасет.