Моногорода обрастут экономическими зонами

На модерации Отложенный

Избежать социальной напряженности в таких населенных пунктах депутаты предлагают с помощью территорий опережающего развития 

В Госдуме предлагают расширить перечень категорий моногородов, где допускается создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Сейчас из трех категорий их открытие возможно только в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением. В правительстве инициативу поддерживают, но считают необходимым распространить этот опыт на все моногорода.

Если депутаты проголосуют «за», то у моногородов, входящих во вторую категорию, где есть определенные риски ухудшения социально-экономического положения и высокий уровень безработицы, может появиться второе дыхание. По мнению парламентариев, это даст возможность моногородам использовать собственные ресурсы наиболее эффективным образом за счет льгот и преференций. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что ТОР позволит устанавливать в таких моногородах особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, что будет способствовать развитию новых производств, преодолению временных сложностей и в результате этого повышению уровня жизни населения.

Проект закона во втором чтении планируется рассмотреть уже 10 июня.

Законопроект «О внесении изменений в статьи 34 и 35 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» получил одобрение правительства и позволяет фактически во всех моногородах создавать территории опережающего развития. Как сказано в заключении правительства (копия есть в распоряжении «Известий»), принятие проекта закона поможет моногородам преодолеть временные экономические сложности и повысить уровень жизни населения. Инициатором внесения поправок является депутат Госдумы Василий Иконников, соавторами выступили Анатолий Аксаков, Николай Харитонов и Альфия Когогина. Поправки, по сути, объединят три категории моногородов, обозначенные в правительственном постановлении.

Правительство разделило моногорода на три категории в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения постановлением № 709 от 29 июля 2014 года. К первой относятся моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением. Их насчитывается в стране порядка 75. Ко второй категории отнесены те, где имеются риски ухудшения социально-экономического положения. Таковых большинство — 149. И наконец, к третьей категории относятся моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией — их 89. 

Василий Иконников считает, что законопроект даст возможность моногородам использовать собственные ресурсы наиболее эффективным образом за счет льгот и преференций. 

— Моногорода, отнесенные ко второй категории, наиболее остро нуждаются в поддержке, и эта поддержка с высокой вероятностью может быть наиболее эффективной. Так как в отличие от других у них есть большой потенциал для выхода из сложной экономической ситуации. Здесь есть и квалифицированные кадровые ресурсы, и возможности для маневра в использовании рычагов социально-экономической политики, — уверен депутат.

Концепцию законопроекта также поддерживает комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Более того, решением Совета Госдумы он назначен соисполнителем законопроекта. В своем заключении комитет пишет, что принятие законопроекта будет «стимулировать субъекты Российской Федерации к развитию новых производств, способствовать повышению уровня инвестиционной привлекательности и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения».

По мнению автора законопроекта, необходимо учесть и тот факт, что через три года с момента вступления в силу закона о ТОР территории опережающего социально-экономического развития станет возможно создавать во всех субъектах Российской Федерации. Таким образом, экономически обоснованным комитет считает предоставление льгот и преференций в создании ТОР в моногородах, оказав тем самым им существенную поддержку.

— Комитет рассмотрел данный вопрос в части своей компетенции. Для нас важно, чтобы народ ехал обживать Север, потому что наблюдается отток оттуда и с Дальнего Востока. Нужны послабления, кредитные и прочие привилегии. Мы делаем ставку на развитие отдаленных от центра территорий, — прокомментировал председатель комитета Николай Харитонов.

Инициативу поддержали представители практически всех фракций. Так, единоросс Виктор Климов считает, что те преференции, которые получат моногорода, помогут им самостоятельно поднять свою экономику, создать рабочие места. 

— Компании и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в ТОРах и заключившие специальные соглашения, проходят все административные процедуры в упрощенном порядке, — пояснил он. — Помимо этого, все резиденты получают большие налоговые льготы. В частности, налог на прибыль первые пять лет будет равен 0%, это при том, что для «простых смертных» он составляет 20%. Или, например, налог на имущество первые пять лет будет составлять всего 0,5%, следующие пять лет — 1,1% вместо 2,2%. Земельный налог первые пять лет резиденты платить не будут, а остальные платят до 1,5%. Предприниматели в ТОРах также полностью освобождаются от таможенных сборов. 

Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков тоже видит необходимость в оказании помощи моногородам.

— Применение особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ТОРах, созданных в моногородах, относящихся ко второй категории, позволит оказать упреждающее воздействие на таких территориях возникновения рисков кризисных ситуаций, стимулировать моногорода более эффективно использовать собственные ресурсы, создать условия для диверсификации структуры экономики, благоприятной инвестиционной среды и решения проблем рынка труда, — заявил Анатолий Аксаков.

В свою очередь, коллега Анатолия Аксакова по комитету, единоросс Альфия Когогина считает, что в законопроект необходимо внести поправки.

— Вступил в силу Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития», заработали особые налоговые механизмы, открыли свои производства первые резиденты, в том числе иностранные, и тут сразу же возникли вопросы практикоприменения стимулирующего закона, — пояснила она. — Резидентам, имеющим зарубежные корни, для успеха бизнеса необходимо, чтобы таможня «дала добро» на работу без уплаты таможенных сборов на ввоз комплектующих.

По мнению Альфии Когогиной, учитывая, что территории опережающего развития создавались в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, необходимо снять этот барьер. При этом депутат подчеркнула, что важно параллельно жестко регламентировать локализации производств. Тогда, по словам депутата, иностранные инвесторы «будут создавать на наших территориях рабочие места, внедрять инновации, платить налоги в наш бюджет, работать в целях развития наших территорий».

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Андрей Марголин, комментируя эту инициативу «Известиям», поддержал правительственную идею о создании ТОРов во всех моногородах, однако отметил, что гораздо лучше было бы создать особую программу развития для каждого моногорода.

— В территориях опережающего социально-экономического развития есть инструменты государственной поддержки, они также стимулируют деловую активность и инновации, — пояснил эксперт. — Другое дело, что, как мне кажется, для моногородов должна быть собственная программа развития. Потому что каждый из них не похож на другой, так как причина того, что он — моногород, все-таки разная, это зависит от того, какой завод является градообразующим, какие у него проблемы, в какие технологические цепочки его можно встроить. Программа развития моногорода была бы здесь эффективнее, хотя если распространить те инструменты, которые есть в ТОРах, это может создать дополнительные стимулы для решения тех проблем моногородов, которые сейчас есть