\"Нафтогаз\". Война на два фронта

На модерации Отложенный

Шутка Путина о возможности слиянии «Газпрома» и «Нефтегаза» не просто получила свое продолжение, а стала темой для серьезного обсуждения между правительствами двух стран. Кремль настаивает на слиянии, на Грушевского пока отнекиваются и предлагают СП. Дискуссия насчет будущего «Нафтогаза» уже, похоже, дошла до стадии «холодной» войны, когда украинское правительство упорно отказывает, но «Газпром» продолжает гнуть свою линию.

Совместное предприятие «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» может быть создано лишь если будет достигнута договоренность о слиянии «Газпрома» и «Нафтогаза», - заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он отметил, что две компании решили вести переговоры о слиянии компаний поэтапно, начав с создания СП на равных условиях. Вторым же этапом, по словам Миллера, должно стать слияние. Глава российского концерна отметил: планируется, что в состав совместного предприятия с украинской стороны войдут газотранспортная система и добывающие активы, со стороны «Газпрома» - добывающие активы.

«Со стороны «Газпрома» - месторождение с запасами, эквивалентными активам, вносимым украинской стороной. По-видимому, речь идет об одном крупном месторождении», - сказал Миллер.

Он выразил уверенность, что «украинская сторона понимает экономическую выгоду такой перспективы». «Обсуждение ведется. Украинской стороной этот вопрос политизирован, при этом экономический аспект не подлежит сомнению», - констатировал Миллер. «И один из таких плюсов - финансовая возможность «Газпрома» в модернизации ГТС Украины», - подчеркнул он.

Развивая тему, Миллер не забыл упомянуть и о других плюсах для Украины от проекта слияния. По его словам, НАК «Нефтегаз Украины» автоматически станет участником проектов «Северный поток» и «Южный поток» в случае слияния с «Газпромом».

В то же время украинский премьер уверен - слияние «Нафтогаза» и «Газпрома» не будет. «Будет поиск организационной формы, которая позволит, как наш президент сказал, синтезировать эффект работы нашего «Нафтогаза» и «Газпрома», - сказал Азаров.

Прямо говоря, новое украинское правительство еще ни раз не делало заявление, которое говорило бы о слиянии двух газовых гигантов. Азаров вообще очень осторожно относится к предложению российских коллег. В частности, ранее премьер-министр прокомментировал идею газотранспортного консорциума при участии Украины, России и ЕС следующим образом: «Он (газотранспортный консорциум, - ред.) мог бы базироваться на главных принципах.

Первый принцип: Европейский Союз дает гарантии России на долгие годы, ну, например, лет на десять, гарантии закупок российского газа. Российская сторона дает гарантии Украине, что эти объемы газа, закупаемые Европейским Союзом, она будет прокачивать через нашу газотранспортную систему. Тогда у нас, Европейского Союза и России появляется стимул для капиталовложений в модернизацию нашей газотранспортной системы. То есть появляется реальная основа создания предприятия, в которое равными долями будет входить Европейский Союз и Россия, и за «Нефтегазом», то есть за Украиной, останется решающий пакет управления газотранспортной системой. Вот такая схема была мной предложена. Европейский Союз отнесся к ней с пониманием».

Еще ранее Азаров заявил, что Украина готова рассматривать любые проекты по модернизации своей газотранспортной системы при условии, что ГТС останется в ее собственности. «Я не думаю, что это удивит наших российских партнеров, ведь они понимают, что с таким ценным активом ни одно государство не желало бы расстаться», - сказал он.

Второй фронт украинского правительства - разборки по поводу возврата 12 млрд. куб. м газа «Росукрэнерго». Азаров заявил, что Украина будет пытаться найти выход и довести потери до минимума, исполняя соответствующее решение Стокгольмского арбитражного суда по иску RUE.

«Из этой ситуации мы будем, безусловно, выходить. Украина не располагает сейчас ни газом, ни ресурсами такими, которые можно было бы спокойно отдать и как бы восстановить справедливость. Но, безусловно, решение Стокгольмского трибунала, как и любые решения международных судов, должны быть внимательно изучены нашими органами юстиции, нашими, прежде всего, правительственными учреждениями, которые отвечают за эту сферу. Относиться очень поверхностно к таким серьезным решениям нельзя, поскольку это общепризнанный орган для рассмотрения хозяйственных споров. Невыполнение решения влечет за собой определенные санкции. И поэтому Украина попала, благодаря действиям предыдущего правительства, в непростую ситуацию, из которой будем искать выход, исходя из наших национальных интересов. Я думаю, что выход мы найдем», - заявил Азаров.

Он также отметил, что решение Стокгольмского суда не было неожиданным. «Нельзя безнаказанно забирать чужую собственность. Тут абсолютно было ясно, что рано или поздно решение закончится в пользу той компании, у которой незаконно забрали ее собственность. Решение лежало на поверхности. Сейчас вопрос - как выйти из этой ситуации с минимальными потерями. Разумеется, будем искать выход», - сказал Азаров.

Он подчеркнул, что кроме минимального ущерба, Украина должна выйти из ситуации с максимальным сохранением репутации.