Кодекс поведения российского чиновника

На модерации Отложенный

Народ в России никогда особо не любил чиновников. Тем не менее, желающих пополнить их ряды – более чем достаточно. Особенно если должность подразумевает возможность принимать хотя бы скромные бизнес-решения и влиять на окружающий материальный и человеческий рельеф.

Государство, в свою очередь, не в восторге от постоянно растущей армии чиновников, которую никак не удается построить в правильном порядке, и которая имеет свойство разворовывать бюджеты любых уровней — об этом уже не стесняясь говорят президент и премьер. Не представляя себе, каким образом положить конец коррупции с помощью административных мер, руководство страны решило зайти с другой стороны и попробовать воспитать госслужащих с помощью «доброго, вечного». А именно — внушить им высокие принципы служения народу, разработав специальный кодекс поведения.

Обозреватель «Росбалта» расспросила о документе одного из энтузиастов его разработки, который всячески подчеркивал: речь не идет о том, что за нарушение кодекса будут увольнять или понижать в классе. Вопрос в другом – чтобы постепенно воспитать у людей привычку держаться в определенных правилах. Примером здесь может послужить как Запад, где чиновники не в пример доступней и любезнее наших, так и Восток, где претенденты на государственную должность должны сдать специальный экзамен и продемонстрировать грамотность, умение себя вести и общую эрудицию.

Пионером разработки Типового кодекса поведения чиновников стало министерство здравоохранения и социального развития, на сайте которого следы работы над документом можно было заметить на протяжении многих месяцев. Доработанный вариант появился к концу минувшего года. Прежде всего, бросается в глаза усиленное внимание к антикоррупционной составляющей. Это понятно, ведь именно по этой части поведение должностных лиц приняло устойчиво неверную конфигурацию.

Среди основных принципов служебного поведения госслужащих подчеркнуты такие:

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

- уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

- соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными или муниципальными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

Более того, коррупции посвящена целая статья номер 5, «Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих»:

1. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.

2. Государственный и муниципальный служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Государственный и муниципальный служащий обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного и муниципального служащего.



4. Государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации».

Впрочем, антикоррупционная тема — хоть и главная, но не единственная в кодексе. Есть пункты и про внешний вид, и про то, что госслужащие не должны курить в процессе работы и общения с посетителями, и еще много разного – всего на семь компьютерных страниц. Некоторые положения настолько далеки от реальности, что, читая их, просто трудно поверить своим глазам.
Чего стоит, например, такое: «Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов и государственных служащих, а также органов местного самоуправления и муниципальных служащих»...

На сайте Минсоцздравразвития сообщается, что уже разработаны меры наказания за поведение не по кодексу: «За нарушение положений проекта Типового кодекса государственный служащий Российской Федерации и муниципальный служащий подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. А в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений проекта Типового кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности».

Также сообщается, что все другие госслужбы должны вслед за Минздравсоцразвитием разработать соответствующие кодексы, учитывающие специфику их профиля работы. Это касается и федеральных и региональных и муниципальных структур. В общем, по-видимому, в ближайшее время должны быть разработаны тысячи типовых кодексов на все случаи жизни.

Организация жизни чиновника и его стереотипы социального поведения вообще в последнее время попали в сферу интересов специалистов. На недавно прошедшей в Петербурге политологической конференции немало говорилось о типичных ошибках чиновников в общении с «просителями», которые порой ведут к тому, что оскорбленные люди решаются на отчаянные меры, выходят на демонстрации и даже стреляют в представителей власти. Психологи отмечают, что чиновник, находящийся в весьма жесткой структуре, зачастую не имеет ни малейшей возможности решить тот или иной вопрос, даже понимая совершенную справедливость требований посетителя.

Это ведет к высокой степени стресса и стратегиям вытеснения «неприятной реальности»: чиновники перестают воспринимать людей как людей, посетители превращаются в череду «просителей», которых надо как можно быстрее отфутболить с минимальным стрессом для себя. Достаточно быстро такой успешно адаптировавшийся чиновник просто теряет способность вникать в проблемы посетителей, у него складывается определенный алгоритм поведения, и он неукоснительно следует сценарию, позволяющему как можно быстрее избавиться от проблемы.

Петербургские психологи даже выпустили специальную книгу, обучающую, как вести себя с российскими чиновниками, чтобы добиться положительного решения вопроса, не имея никаких связей и не делая подношений. Там, среди прочего, анализируется специальный «чиновничий язык», понимая который, с представителями власти можно договариваться гораздо успешнее.

Что и говорить – подход интересный. Вместо того, чтобы безуспешно пытаться реформировать чиновничьи структуры, учиться добиваться своего от тех госструктур, которые сложились естественным порядком. Жизнь-то идет.

По-видимому, Минсоцздравразвития кодекс уже приняло. Хотя никакой определенной информации по этому поводу не опубликовано, и разыскать документ на сайте непросто. Складывается впечатление, что афишировать эту новацию министерство не спешит. И, возможно, правильно делает. Ведь если все посетители вооружатся этим документом и попытаются сверять реальность с декларированными высокими стандартами, то комиссии по поведению государственных служащих будут заседать круглосуточно.