Формула доверия: корабль в обмен на санкции

На модерации Отложенный

Франция вслед за Италией поддержала отмену виз для России в Евросоюз. Об этом заявил французский президент Никола Саркози после переговоров с российским лидером Дмитрием Медведевым. Кроме того, Париж продаст России вертолетоносец «Мистраль», правда, без вооружений, а Москва в обмен, скорее всего, поддержит санкции против Ирана.

После переговоров с российским президентом Дмитрием Медведевым французский глава государства Никола Саркози выступил с сенсационным заявлением.

«Я рад уточнить, что Франция ратует за то, чтобы был установлен безвизовый режим (России - «Газета.Ru») с Европейским союзом»,- сообщил Саркози на итоговой пресс-конференции после переговоров. «Мы хотим двигаться в сторону совместного с Россией общего пространства», - добавил он.

«Полноценные отношения немыслимы без свободного обмена товарами, услугами и свободного перемещения людей. Стало быть, визовая проблема является исключительно важной», – заметил в своем ответном слове российский президент.

Журналисты попросили Саркози и Медведева уточнить, когда безвизовый режим может случиться в реальности. «Про визы я говорить ничего не буду по понятным причинам. это не наш вопрос. Мы к этому готовы», - заметил в ответ Медведев. Саркози от ответа ушел, повторив лишь, что «мы будем убеждать наших партнеров». Саркози оказался вторым союзником Москвы в вопросе виз среди стран Евросоюза. Ранее за безвизовый режим России и ЕС активно ратовал итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони. До сих пор, впрочем, все разговоры о безвизовом режиме остаются не более чем ни к чему не обязывающей декларацией.

Гораздо более реальной пока выглядит покупка Россией первого в своей истории вертолетонсца «Мистраль». По крайней мере, в первый день государственного визита во Францию президент Медведев заручился согласием Саркози на покупку Россией одного вертолетоносца и дальнейшее сотрудничество в этом направлении.

«Мы решили, что Франция и Россия, начиная с сегодняшнего дня, начинают эксклюзивные переговоры по четырем кораблям типа «Мистраль». Первый будет строиться в Сан-Назере. Это не значит, что другие не будут строиться, просто мы будем вести переговоры», – сообщил Саркози на итоговой пресс-конференции.

Что такое «Мистраль»

«Мистраль» – большой десантный вертолетоносец и корабль-док ВМФ Франции полным водоизмещением 21,3 тыс. тонн, который способен принять на борт 900 десантников, 13 танков, 16 тяжелых или 35 легких...

Позже президент Франции заметил, что могут быть разные варианты, где именно будут строиться остальные 4 корабля. При этом речь идет о покупке кораблей без военного оборудования. Французский журналист уточнил, действительно ли остальные 3 вертолетоносца будут сделаны в России. «Я думаю, если вы сильны в математике, то должны правильно понять, какие корабли будут строиться здесь, а какие будут достраиваться в России. «Два плюс два» мне кажется довольно равноправным решением», – со смехом ответил Саркози на вопрос. В любом случае, пояснили представители российской делегации, переговоры, по сути дела, пока идут только об одном «Мистрале».

Медведев расценил решение о начале переговоров как «символ доверия между нашими странами».

С другой стороны, это и возможность для России «получить те объекты, которые, допустим, сегодня у нас отсутствуют и которые мы хотели бы создавать в кооперации с другими странами», – заметил российский президент. Он напомнил, что этот вопрос вызвал «довольно широкий резонанс, довольно разные мнения». Против этого контракта выступили Украина, Грузия и страны Прибалтики. На прошлой неделе Латвия и Литва на встрече глав оборонных ведомств стран ЕС призвали партнеров по Евросоюзу ужесточить правила в отношении экспорта военной техники и вооружений в третьи страны.

Руководство Франции на эти претензии реагирует сдержанно, делая акцент, что продажа «Мистраля» России – это скорее экономический вопрос. «Мне кажется, что это в интересах Европы, чтобы мы вновь не возвращались в этот сложный период «холодной войны», – заметил Саркози.

Саркози, впрочем, дал понять, что Франция уступает корабль не только в обмен на полмиллиарда евро. «Я бы хотел, чтобы мне сказали, как можно говорить России: «Нам нужна ваша поддержка для мира, нам нужна ваша поддержка для разрешения кризиса, критических ситуаций в мире, как, например, в Иране, но одновременно мы вам не доверяем, мы не работаем с вами на «Мистрале» например»? Это совершенно немыслимо», – эмоционально стал объяснять хозяин Елисейского дворца.

«Поэтому нельзя утром говорить: «Господин Медведев, я Вам доверяю, пожалуйста, голосуйте за нас в Совете безопасности». А затем во второй половине дня сказать: «Нет-нет, извините, поскольку мы Вам не доверяем, то мы Вам этот «Мистраль» не будем поставлять».

Ведь нет же никакой связности в такой позиции», – воскликнул Саркози.

Вопрос о доверии отразился и на теме решения конфликта России с Грузией относительно Южной Осетии и Абхазии, которые Москва в августе 2008 года признала независимыми государствами. Если еще год назад в Париже звучали призывы о выводе российских военных с территории республик, сейчас таких претензий Саркози не высказал. «Думаю, что он защитил интересы России, поступив так, как он поступил. Я думаю, что Франция защитила интересы Евросоюза. И действительно, мы поступили правильно, не используя наши военные силы, без угроз, мы сделали это через дипломатию, через диалог. Это было нелегко, но мы лучше познали друг друга, сделали шаги вперед», – сказал он. Французский лидер отметил, что по таким вопросам стороны должны сотрудничать «не как неприятели, а как партнеры». «Я даже сказал Президенту Медведеву, что особенно важно, что по таким сложным и щепетильным вопросам, как Осетия, как то соглашение, которое мы подписали в августе 2008 года, которое было строго применено (и господин Медведев сказал именно об этом, он готов работать вместе), Франция и Россия будут вместе работать, для того чтобы продвинуть вперед решение этой проблемы», – заявил президент Франции.

Что касается инициативы Медведева о создании договора европейской безопасности, то никаких принципиальных решений в Париже не было принято.

«Мы готовы к тому, чтобы работать, готовы работать с Францией и с другими нашими партнерами», – снова заявил Медведев. И подробно перечислил, почему нынешняя система безопасности не работает. Саркози повторил, что этот вопрос надо обсуждать, и говорил он это более уверенно. «Надо посмотреть, нет ли у нас общих угроз, например терроризм, и не отвечает ли нашим взаимным интересам подумать, как в наших сегодняшних условиях, в условиях финансового дефицита, кризиса, вместо того чтобы работать друг против друга, работать вместе», – предложил он. Саркози даже добавил, что к решению, что делать с архитектурой безопасности, можно привлечь канцлера Германии Ангелу Меркель. Далее лидеры втроем уже могут решить судьбу такого договора, насколько необходимо его создание.

Саркози и Медведев признали, что сейчас ни одни переговоры не проходят без обсуждения введения санкций против Ирана. Но президенты уже не раз озвучивали свои позиции: они готовы согласиться на ограничения, если ситуация не изменится, но хотели бы решить конфликт дипломатическим путем.
Во вторник Медведев встретится с руководством французского правительства, парламента, посетит мэрию, а вечером состоится ужин от имени Саркози.