Сердюков признал, что расколол армию

На модерации Отложенный

Сердюков признал, что его приказ N 400 расколол армию. С треском лопнуло одно самых главных, как утверждали в Минобороны РФ, достижений военного ведомства в области повышения социальной защиты военнослужащих.

С Нового года отменяется нещадно раскритикованная в войсках и в обществе так называемая «сердюковская» премия лучшим командирам. Об этом заявил начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков. Речь идет о приказе главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации» от 2 августа 2008 года.

Сам факт появления этого приказа стал признанием очевидного факта: денежное довольствие офицерского состава нашей армии остается на постыдно низком уровне. Оплату труда людей в погонах надо поднимать в разы. Но как? Всем сразу – жирно будет. Поэтому в Минобороны решили к высотам благосостояния командный состав передвигать перебежками – одного за другим. В бюджете 2009 года наскребли 25 миллиардов рублей и постановили выдавать их отличившимся в виде премий. Каждому кроме обычного денежного довольствия – от 35 до 150 тысяч рублей в месяц.

Посчитали. Выяснилось, что при таких объемах финансирования облагодетельствовать возможно 34 тысячи офицеров ежегодно. Из 350 тысяч, которые в тот период числились в строю. По видам и родам войск премии распределили так: по 6000 – Сухопутным войскам, Военно-Воздушным силам, РВСН и Космическим войскам, 4000 Военно-Морскому флоту, 2400 – Воздушно-десантным войскам. Остальные 3600 – частям и подразделениям Минобороны, выполняющим задачи в «горячих точках». Прежде всего – на Северном Кавказе. Отбор кандидатов в армейские «богачи», как водится, поручили начальству. Формально списки утверждают офицерские собрания.

С точки зрения голой армейской бухгалтерии получилось, вроде, неплохо. Попавший в число счастливчиков командир взвода ВДВ с 1 января 2009-го получает 60 тысяч рублей. Оказавшийся там же командир полка «голубых беретов» - 130 тысяч рублей. Рядовые летчики – 78 тысяч рублей, командиры эскадрилий – 136 тысяч рублей. Передовой командир крейсера Северного флота с учетом «полярных» надбавок – ежемесячно расписывается в ведомости за 245 тысяч рублей.

И все было бы просто отлично, если бы рядом, скажем, с тем же осчастливленным летчиком-лейтенантом не оставался служить его не отмеченный начальством коллега с прежним жалованьем в 18 тысяч целковых. И не факт, что первый в боевом мастерстве опережает другого. Просто разнарядка из штаба пришла на одного, а достойных много. Не нужно богатого воображения, чтобы представить, как будут складываться не только служебные, но и обычные человеческие отношения между этими лейтенантами. Еще легче вообразить, как поведут себя их жены при встрече на единственной гарнизонной улице.

Мало того. Давно известно, что предпочтения наших генералов часто бывают далеки от объективных критериев. Помните, в Великую Отечественную войну адъютанты и ординарцы больших начальников вдали от передовой ходили – вся грудь в орденах? Заслужить такие же в окопах не всегда удавалось и большой кровью. В наши дни в армии в этом деле ничего не изменилось.

Кроме того, с самого начала были большие подозрения, что «четырехсотый» приказ Анатолия Сердюкова отлично унавозит и без того удобренную почву для коррупции в Вооруженных силах. Вовсе не фантастической выглядит такая картина.

Некий обвешанный взысканиями как собака репейником командир полка (а других в нашей армии не бывает), сам получающий жалованье в 25 тысяч рублей, получает разнарядку на лучшего взводного, которому Родина ежемесячно будут отваливать втрое больше. Вопиюще несправедливый с точки зрения старого «полкона» приказ! «Разруливает» он ситуацию так. Приглашает самого покладистого подчиненного и предлагает: «Тебе – «сердюковскую» премию до конца года. Мне – по 10 тысяч от нее ежемесячно».

Странно, что у министра обороны не хватило воображения представить подобную картину до того, как ставить подпись под документом, прямо-таки вбившим кол в офицерские коллективы. Понадобился почти год для того, чтобы очевидное практически всем стало явным и для Сердюкова.

Приказ № 400 2009 год не пережил. Принято решение, которое выглядит куда более разумным. С Нового года премии для военнослужащих решено сохранить в объеме все тех же 34 миллиардов рублей. Только принцип распределения будет иным. Заслужил экипаж корабля или полк звание лучшего – финансово отмечены будут все его офицеры. В авиационных эскадрильях деньгами поощрять будут не только летчиков, но и наземных специалистов. Денежное неравенство с другими частями или кораблями, правда, сохранится. Но это не беда. В конце концов, в Русской армии оно было всегда. Те, кто служил в гвардии, зарабатывал намного больше, чем коллеги из обычных дивизий. Зато и посылали гвардию туда, где победить могла только она.

Мнения


Командир соединения дизельных подводных лодок капитан 1 ранга Александр ГОРБУНОВ, Краснознаменный Северный флот, г. Полярный:

- Наибольшую квоту на награждение отдали лучшей по итогам года подводной лодке «Магнитогорск». Однако поданный нами список представленных к награждению офицеров соединения, дойдя до Главного штаба ВМФ, почему-то сузился. Причину нам даже не объяснили. А ведь всех кандидатов утвердили на офицерских собраниях. Заострил бы внимание и на том, что критерии отбора лучших офицеров не в полной мере учитывают специфику службы подплава. Это общее мнение командиров подлодок соединения. А еще в силу флотской специфики было бы правильнее премировать не лучших офицеров, а лучшие экипажи. Ведь успех любого корабля или подводной лодки зависит от безупречных действий всех членов экипажа.

Командир истребительного авиационного полка полковник Константин ШАТАЙЛО, ВВС, Тверская область:

- По выделенной квоте к награждению деньгами представили только 19 офицеров полка. Буду откровенен: такое премирование, при котором одни офицеры будут целый год получать втрое больше других, создает нездоровую атмосферу в офицерских коллективах. У меня, например, два достойных заместителя, а представить я мог только одного. И как выбрать лучшего? Плюс, наверное, не совсем правильно, что даже лучший командир взвода авиационно-технической базы будет получать на уровне командира корпуса, а ротный - как командующий войсками объединения. Считаю, что лучшие офицеры должны получать на 5-10, а не на 40-50 тысяч больше своих сослуживцев.

Командиры вынуждены говорить, избегая острых углов. А в армейских «курилках» не жалеют матерных выражений по поводу приказа № 400. Главная претензия сводится к одному: власть разделила военных на белую и черную кость. А в результате, некогда единые воинские коллективы теперь состоят из «олигархов в погонах» и прочих - нищей братии.