Гарри Поттер и суверенная демократия

На модерации Отложенный

На днях один очень влиятельный московский человек выиграл суд у представителей одной очень невлиятельной политической партии. Люди невлиятельные обвинили человека влиятельного в том, что он по уши коррумпирован, и что жена его стала долларовым миллиардером, лишь благодаря покровительству мужа. Естественно, в суде влиятельность победила невлиятельность. Причем произошло это далеко не в первый раз. Данного мужа самые разные люди уже давно обвиняют в коррумпированности, а он все выигрывает и выигрывает у них суды.

Честнейший, наверное, человек. А жена его – леди Б. – образец предприимчивости и эталон трудовой этики. Каждый день входит в горящую избу, т.е. в офис, и там горит на работе до тех пор, пока лишь угольки с пеплом не останутся. А наутро возрождается, как феникс из пепла, снова входит, снова горит… И так за каждый из четырех миллиардов долларов, составляющих ее состояние.

Впрочем, существует по поводу горения и состояния этой дамы еще одно мнение. Возможно, суды, расположенные в зоне ведения ее мужа, являющегося по совместительству еще и мужем государственным, просто не осмеливаются вынести иное решение, кроме угодного начальству. Суд, конечно, институт демократический. Но демократия-то у нас суверенная, как разъяснил в свое время г-н Сурков – первый зампред главы кремлевской администрации.

Что такое суверенная демократия, ни в одном учебнике политологии обнаружить пока не удалось, но жизненная практика, слава богу, быстро заполняет лакуны, оставленные теорией. История, с которой я начал эту статью, как раз и показывает, каким образом суверенность приспосабливает демократию к делу обретения миллиардов долларов.

Любой суд становится демократическим институтом только в том случае, если вокруг существует целая система демократических институтов, если свободная пресса может при необходимости поставить вопрос о коррумпированности самого суда, и если в парламенте существуют оппозиционные партии, способные по сигналу свободной прессы вынести на самый верх вопрос о том, как ведут себя судьи.

Более того, необходимо, чтобы парламент этот являлся местом для дискуссий, привлекающих внимание всего общества, и чтобы все это общество оказывалось небезразлично к событиям, происходящим даже в маленьком провинциальном суде, не говоря уж о суде, расположенном в столичном городе.

Выдерни из всей этой сложной системы хотя бы один маленький элемент, и демократия обычная превратится в демократию суверенную, где есть вроде бы и справедливые законы, и демократические институты, но развернуты они всегда к власти передом, к обществу задом.

И тогда ситуация вдруг превращается в фарс. Коррумпированность некоего государственного мужа видна даже сильно невооруженным глазом.

Муж, собственно, и не пытается сей факт скрывать, поскольку никто его за это не собирается наказывать. Суд при необходимости вломит каждому, кто вслух усомнится в достоинствах нашего честнейшего государственного мужа. А в тех правительственных кругах, где знают цену такому судебному решению, у него давно все схвачено.

Впрочем, для того, чтобы разъяснить народу ситуацию, не нужны уже ни независимые суды, ни свободные средства массовой информации. Люди – не дураки. Глядя на отмеченное печатью глубокого интеллекта лицо жены нашего мужа, всякий догадается о происхождении четырех миллиардов ее долларов. Но вслух не скажет, поскольку эта кавалерственная дама с помощью суверенного правосудия тут же присовокупит к своим миллиардам еще сотню-другую, отсуженную у слишком разговорчивого бедолаги.

Ситуация напоминает известную историю о Гарри Поттере, в которой одного из зловещих героев именовали Тот-Кого-Нельзя-Называть. А то и просто – Сами-Знаете-Кто. Причем все понимали, о ком идет речь. Типичная статья о том, что происходит в России сегодня, может выглядеть примерно следующим образом.

«Сами-Знаете-Кто принял Сами-Знаете-Какое-Решение. За это ему откатили Сами-Знаете-Какой-Процент. Но не в форме взятки, а в виде вложения в Сами-Знаете-Чей-Бизнес. Который Сами-Знаете-Кто крышует. Об этом доложили Тому-Кого-Нельзя-Называть. Он не прореагировал. Тогда доложили Тому-Кого-Совсем-Нельзя-Называть. Он послал всех на три буквы… То есть в суд. Который в очередной раз вынес решение в пользу Сами-Знаете-Кого».

Особо забавно в этом, что всем ведь все ясно. Суверенная демократия обостряет способность к иносказанию и к иновосприятию. Еще лет десять назад такого рода заметку любой редактор спустил бы Сами-Знаете-Куда, а сегодня вынесет на Сами-Знаете-Какую-Полосу. Благо даже Сами-Знаете-Кто не сможет обжаловать это Сами-Знаете-Где, потребовать Сами-Знаете-Чего и взыскать с редакции Сами-Знаете-Сколько.

Неясно только, причем здесь Гарри Поттер.

Впрочем, почему неясно? По Сами-Знаете-Какому-Ящику нам объяснят, что все злобные выпады против Сами-Знаете-Кого есть происки недружественных нам сил, которые являются логическим продолжением расширения НАТО на Восток и развитием процесса оранжевой революции. После чего народ еще больше сплотится вокруг Того-Кого-Нельзя-Называть, и у него на фоне глубокого всенародного удовлетворения начнет подниматься Сами-Знаете-Что…

Впрочем, на этом месте даже иносказание становится опасным, а потому лучше прервать наш рассказ о Гарри Поттере и суверенной демократии.