Расстрелы детей дошли до суда

На модерации Отложенный

Защищаясь от внука Сталина, журналисты нашли уникальные документы

Сегодня в суде пройдут новые слушания по громкому делу, касающемуся “вождя народов”. Внук Сталина Евгений Джугашвили требует опровергнуть прозвучавшее в эфире “Эха Москвы” утверждение о причастности его деда к указу о расстрелах несовершеннолетних. Журналисты радиостанции между тем разыскали в архивах документы, подтверждающие их правоту. Какие именно — выяснил “МК”.

Поводом для иска стала фраза: “Сталин подписал указ, что можно расстреливать детей с 12-летнего возраста как врагов народа! Кто из ублюдков смеет сказать хоть слово в его защиту?”, произнесенная ведущим “Эха” Матвеем Ганапольским в октябре. Джугашвили посчитал, что высказывание оскорбляет память его деда. Первое заседание Пресненского суда по этому делу прошло 29 января. Главред “Эха” Алексей Венедиктов предоставил копии документов, доказывающие причастность Сталина к расстрелам несовершеннолетних. Это Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 7 апреля 1935 года (подписанное Калининым, Молотовым и Акуловым) и его проект с рукописными дополнениями Сталина. В первом пункте постановления говорится, что “Несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания” — то есть и к высшей мере тоже.

Был предоставлен суду и протокол заседания Политбюро ЦК ВКБ(б) от 26 апреля 1935 г., подписанный Сталиным, в повестке которого помимо прочего стоит вопрос “О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних”, где разъясняется, что “к числу мер уголовного наказания относится также и высшая мера (расстрел)”. Другой пункт отменяет статьи УК, “по которым расстрел клицам , не достигшим 18-летнего возраста, не применяется”. Те же пункты содержатся и в Разъяснении органам суда и прокуратуры, подписанном прокурором Союза ССР Вышинским и председателем Верховного суда Винокуровым.

Документы приобщены к делу, однако представитель Джугашвили Леонид Жура усомнился в их подлинности, заявив, что они требуют изучения, — и слушания перенесли на 3 марта. Вчера г-н Жура так объяснил “МК” свою позицию: все доказательства — “фальшивки, такие глуповатые, что для их разоблачения не нужно бытьэкспертом , достаточно их внимательно прочитать”. Мол, вышеупомянутое Разъяснение органам суда и прокуратуры — подделка, потому что “не может Вышинский брать на себя смелость и ответственность отменять статьи закона… Такие выдающиеся юристы, как Вышинский и Винокуров, этого сделать не могли”.

То есть этого не могло быть, потому что не могло быть никогда.

“МК” попросил дать характеристику документам зампреда Совета Научно-информационного и просветительского центра “Мемориал”, историка Никиту Петрова. “Мы видим непосредственное участие Сталина в выработке этих решений, — заявил он. — Во-первых, это делается по его указанию, во-вторых, он сам лично вносит в них правку как главный человек в стране, и, самое главное, мы видим, что он одобряет те разъяснения, которые идут вслед за главным постановлением ЦИК”.

С январского заседания журналисты “Эха” не теряли времени даром и нашли другие документы, подкрепляющие их позицию. Главным козырем на суде должны стать материалы, подтверждающиефакты расстрела несовершеннолетних. “Наши процессуальные противники уверяют, что это не применялось. Но мы нашли применение этого закона к расстрелянным на Бутовском полигоне. И мы получили архивные данные и часть дел”, — сообщил “МК” Алексей Венедиктов.

Согласно архивным справкам, выданным и заверенным Госархивом РФ (ГАРФ), были расстреляны трое несовершеннолетних: один 16-летний, двое 17-летних. К примеру, Плакущий Анатолий Дмитриевич 1921 года рождения был обвинен в том, что “из озорных и хулиганских побуждений, наколкой татуировки на левой ноге, выше колена нарисовал одного из вождей Коммунистической партии”. Был осужден за “контрреволюционные преступления” и Тройкой УНКВД приговорен к расстрелу — расстрелян 19 декабря 1937 года. 13 июля 1989-го Плакущий был реабилитирован прокуратурой Москвы.

По словам замглавы “Эха Москвы” Сергея Бунтмана, найденные факты расстрелов — только часть айсберга: “Поскольку эти люди посмертно были реабилитированы, то это хранится в ГАРФе, а есть еще очень много нереабилитированных, до которых в свое время руки не дошли. Документы о них хранятся в подмосковном архиве МВД — оттуда их достать чрезвычайно трудно”.

А истец, похоже, надеется выиграть дело. По словам г-на Жура, 10 млн. рублей, затребованные в качестве моральной компенсации, пойдут на судебные процессы против “сталинофобов”. “Я их в очередь буду ставить всех”, — заявил Жура. В эту “очередь” борец за память вождя среди прочих уже поставил журналиста Николая Сванидзе, писателя Эдварда Радзинского, историков Роя Медведева и Марка Солонина...