Энтео – православный хунвейбин

На модерации Отложенный

Openspace встретился с Дмитрием Энтео и попытался выяснить, откуда берутся православные активисты и что творится у них в голове.

«Скоро вы увидите, как действует православный патруль!» — говорит мне голос из телефонной трубки. 18 сентября группа православных активистов, назвавшись именно так — «православный патруль», — ворвалась в клинику «Сантанна». Выбросив из окна разноцветные листовки с лозунгом «Аборт — это убийство» и вывесив оттуда же черный флаг с черепом, костями и фразой «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь», активисты вызвали полицию, чтобы та разобралась с убийством детей. Все происходившее внутри клиники снималось на скрытую камеру. Полиция действительно вскоре приехала, но по поводу несанкционированного митинга (из ОВД все были отпущены спустя полчаса без составления протокола о правонарушении). Проходившая мимо женщина, взглянув на похоронные венки у входа в клинику, сказала: «Я вообще ничего не поняла. Думала, что кто-то умер». Лидер этой группы, Дмитрий Энтео (Энтео — это псевдоним, настоящая фамилия — Цорионов), однако, уверен, что таким образом он строит в России гражданское общество. Православное, конечно же, поскольку «православных христиан в России — большинство».

До недавних пор при словосочетании «православные активисты» вспоминались хоругвеносцы, движение «Народный собор» и правые футбольные фанаты в футболках с надписями «За веру, царя и Отечество» с одной стороны и «С нами Бог» — с другой. Ситуация начала меняться этой весной. Процесс над группой Pussy Riot вызвал к жизни новые силы и новые лица. Это и Александр Босых, ударивший девушку во время пикета в поддержку группы, и Сергей Екимов, сделавший примерно то же самое, а теперь и Дмитрий Энтео. Некоторые даже говорят, что православные активисты — это практически то же самое, что Pussy Riot и другие акционисты, например, группа «Война». Содержание разное, но форма одна и та же. Все свои акции православные активисты сопровождают молитвами и непрестанно крестятся. И, пожалуй, это единственное, что отличает их от активистов многих других существующих сейчас движений.

На Дмитрия Энтео СМИ обратили внимание из-за скандальной истории в кафе «МУ-МУ» в день оглашения приговора девушкам из панк-группы. Тогда Энтео с группой поддержки пытался заставить человека, сидящего в кафе, снять футболку с надписью «Богородица, Путина прогони». Через несколько дней в интернете появился ролик, где он же с единомышленником Андреем Каплиным газовой горелкой выжигал с асфальта трафарет с Pussy Riot, а спустя еще несколько дней на Павелецком вокзале Дмитрий сорвал с прохожего футболку «СВБД ПСРТ». Явившись в студию телеканала «Дождь» с кирпичом, Дмитрий позже отнес его в музей эротики «Точка G». Посетил с единомышленниками спектакль в «Театре.doc», что снова закончилось скандалом. Наконец, 8 сентября оказался на Ходынском поле на митинге, посвященном запрету любого строительства на этой территории, где, как утверждает, был избит. А 18 сентября вывесил флаг из окна клиники, где делают аборты.

«Мы стараемся находить максимально новые формы и доносить слово Божие до тех людей, к кому раньше это слово не было обращено, причем на понятном им языке», — говорит Энтео, когда мы с ним встречаемся в кафе.

Дмитрий родился в Москве в 1989 году. Мать — русская, отец — осетин. Отец Дмитрия преподавал в МГИМО, сейчас занимается предпринимательской деятельностью. Как и многие, в детстве Дмитрий мечтал стать летчиком или космонавтом, но отец настоял на том, чтобы тот стал финансовым аналитиком (после чего Дмитрий отучился в МГИМО по специальности «коммерция»). Говорит, что в детстве часто думал о смерти и никак не мог принять мысль о том, что существование конечно. Когда я спрашиваю о личной жизни и о том, живет ли он один, с родителями или друзьями, Дмитрий говорит: «Ну, это уже совсем личный вопрос, и я не буду отвечать. Такие темы — это табу».

Путь Дмитрия к православию и активизму был, мягко говоря, тернист. На старом форуме любителей транс-музыки Aeroboard Дмитрия зовут «прошу прощение за все». Род занятий — «Мечтатель». Последняя запись в дневнике датирована 2007 годом.

«Я мог любоваться картиной, как самурай вспарывает себе брюхо и смотрит на отражение солнца в капле росы. И я позволял себе страшные кощунства и богохульства. Гулял как-то ночью с друзьями по центру и зашел в храм. Мне не понравилось там обилие золотого и красного. Помню, какая-то женщина еще на меня посмотрела, как на нечисть. И я ушел обратно в сумрак ночи, а с утра застрял в ограде храма с бутылкой коньяка. Еще у меня была такая фотография замечательная, как я в венке из одуванчиков и в непонятном состоянии застреваю в ограде православного храма на неопределенной высоте».

Дмитрий посещал различные транс-фестивали, параллельно увлекался неоиндуизмом и необуддизмом, симпатизировал буддистской организации Карма Кагью. Теперь утверждает, что необуддизм и неоиндуизм — очень удобные религии для людей, живущих "по страстям", поскольку там отсутствует абсолютная нравственная шкала. Переломный момент наступил одним осенним вечером. Энтео был в лесу и, по его словам, неожиданно осознал красоту вселенной и понял, что «у этого премудро устроенного мира есть создатель».

Вскоре после этого Дмитрий попал в армию и отслужил в ВДВ. Именно там он впервые исповедался и причастился. По его словам, никто ему там не мешал изучать священные тексты, да и вообще православная вера в армии очень помогает. 

— А вы в фонтанах случайно не купаетесь?

— Нет, это же день пророка Илии, у нас литургия.

В итоге Энтео оказался в миссионерском движении пророка Даниила и закончил миссионерскую школу. Начал ездить в женские СИЗО, ночлежки и центры социальной адаптации, чтобы проводить беседы о вере. Вместе с другими миссионерами организовывал беседы для протестантов и хиппи, на Старом Арбате читал жития святых под музыку IDM. Из прошлого остался только псевдоним, но и тот приобрел новый смысл и теперь означает вовсе не энтеогены (растения, использующиеся для достижения измененных состояний сознания), а греческое слово, которое переводится как «Бог внутри». Сейчас Дмитрий изучает теологию в Свято-Тихоновском университете. В настоящий момент не работает.

 Параллельно вместе с несколькими единомышленниками Энтео создал сайтproprosvetlenie.ru, и его телефон указан там как телефон специалиста.

Говорит, проблема в том, что святость и просветление — это полные противоположности и не всякий духовный опыт является доброкачественным. По словам Энтео, за помощью обращаются десятки людей: «Есть несколько просветленных, которые осознали ложность этого состояния, есть мастера адвайты, йоги, несколько вайшнавов, мастерарэйки».

— У меня как раз есть пара знакомых буддистов, которых было бы неплохо реабилитировать, — шучу я.

— Чтобы они по улицам носились с кирпичами и горелками? — с хитрой улыбкой и явным удовольствием отвечает Энтео.

— Можно ли ваши последние акции назвать миссионерской деятельностью?

— Да, просто у нее есть разные направления. Я сам этого не искал, просто Бог ставит меня в жизненные обстоятельства, и я говорю, что должен, и действую по совести.

Дмитрий говорит, что ни одна из его акций не нарушила мира в его душе. Нужно уповать на Бога и делать все его силами и в его славу, а после миссии (или акции) нужно непременно помолиться — и тогда благодать коснется твоего сердца. Во времена победившего постмодернизма на первый план выходят символ и действие, и православным активистам волей-неволей приходится этому соответствовать. Интересно, что, со слов Дмитрия, каждую идею акций православные активисты сверяют со Священным Писанием, а также консультируются со своими духовными авторитетами и священством, чтобы не сделать ничего лишнего.

Энтео заявляет, что благодарен группе Pussy Riot (правда, сразу поправляет себя: «Нет, группа Толоконниковой, это более корректно, не буду употреблять это слово»). По его мнению, девушки очень помогли православной церкви. Многие люди смогли реализовать свой потенциал (видимо, и он сам). К тому же «нас, христиан, нужно периодически встряхивать, это нормально и так было всегда в истории».

«Даже на видео, где я срываю с человека футболку, я просто очень долго бежал по путям до последнего вагона, двери закрывались, и я чудом в последнее мгновение успел это сделать — предотвратить акт кощунства. Вы не увидите в наших акциях никакой страстности».

— Вы не боитесь, что вас за это к уголовной ответственности могут привлечь? (как известно, правозащитная организация «Агора» подала заявление о преступлении начальнику ЛОВД по станции Москва-Павелецкая. Правозащитники усмотрели состав двух преступлений — хулиганства, совершенного группой лиц по предварительному сговору по мотивам религиозной ненависти, и вражды и грабежа, совершенного группой лиц, — статья 213 часть 2 УК РФ и статья 161 часть 2 УК РФ соответственно. Результаты проверки должны быть известны уже на этой неделе).

Энтео снова с улыбкой отрицательно качает головой: «Если бы каждого человека, кто с кого-то футболку сорвал, привлекали к уголовной ответственности, то никого бы не осталось. Я, конечно, понимаю, что подобные вещи нужно делать в правовом поле, но в этих действиях я состава преступления не усматриваю. Ничего страшного, я думаю, тот человек не простыл и, может быть, лишний раз задумался, почему я это сделал. Наверное, ехал голый от Павелецкой и думал: “Почему же эти люди набрасываются? Что же такое у меня на футболке было изображено?” Я на него зла не держу. И надеюсь, что все случившееся его несколько отрезвит».

При всем этом Федор, православный христианин и знакомый Дмитрия, утверждает, что до последнего месяца миссионерская деятельность Энтео разрушительной не была. Недавно Федор пришел на заседание миссионерского общества имени Даниила Сысоева и хотел с Дмитрием поспорить, но тот быстро убежал. «Сложно его понять. Я не знаю, что творится у него в голове. 23 — возраст горячности, и он, очевидно, считает, что отвечает обнаглевшему западному истеблишменту», — говорит Федор. Еще Федор считает, что Дмитрий явно слетел с катушек, но причина этому была: «С одной стороны — тревожность, с другой — горячность верующего сердца. Он может быть огорошен реальностью, оттого и действует теми же методами — проводит акции. Такое нацбольство в миссионерской деятельности. А совмещать политику и церковь — это неправильно. Очень многих сейчас беспокоит, что с ним происходит такое».

Сам Энтео так не считает. Вместе с единомышленниками он сейчас пишет манифест, и свою деятельность они называют гражданским активизмом. Самой страшной проблемой они считают аборты (помимо прочего, Дмитрий состоит в антиабортном движении «Воины жизни»). Другие проблемы — гомосексуализм, кощунство и еще много вопросов, касающихся юстиции, экономики, и все остальное, что им хотелось бы изменить «в соответствии с волей Бога» (текст манифеста пока не опубликован). Энтео считает, что, например, гуманизм отрезает человека от вечности. А либерализм ставит на первое место права человека, не ограниченные ничем, кроме свободы другого человека, и тем самым отрезает человека от всякой нравственности. Когда на первом месте не Бог, а раса или нация, то получаются фашизм и национал-социализм. А леворадикальные партии и движения вообще нужно запретить.

Директору музея эротики «Точка G» Александру Донскому Энтео дал время подумать и обещает применить все имеющиеся ресурсы в правовом поле, если наружная реклама музея не будет убрана. Также Дмитрий упоминает еще об одном пункте будущего манифеста — возвращении смертной казни. По его словам, это необходимо, так как смертная казнь — это главное право государства, данное ему Богом.

P. S. В день сдачи этого текста в центре современного искусства «Винзавод» проходило открытие выставки «Духовная брань», вдохновленной группой Pussy Riot. Православные активисты, в том числе Дмитрий Энтео, попытались выставку сорвать. Группа казаков блокировала вход в галерею, Энтео явился позже. Перед заблокированной дверью собралось около 200 человек: православных активистов, обычных посетителей выставки и журналистов. Напротив выстроились четыре автозака, примерно столько же стояло за воротами арт-центра.
Накануне в своем аккаунте «Вконтакте» Энтео написал, что нужно не допустить открытия выставки, и спросил, кто может дать канистру. То ли никто не дал, то ли Энтео решил не рисковать — у выставки он был без канистры. Пока.

Когда кто-то сорвал афишу выставки, Энтео подобрал ее и стал предлагать окружающим выйти за территорию арт-центра и сжечь афишу. Большего сделать он не успел: сотрудники ОМОНа отвели его в автозак и увезли в ОВД «Басманное». Территория «Винзавода» была закрыта для входа посетителей. Как сказала одна из сотрудниц центра современного искусства, «из-за чрезвычайного положения».