Узбекистан. Национальный рецепт противоядия от кризиса

На модерации Отложенный

В апреле этого года в Ташкенте состоялась международная конференция, посвящённая антикризисным мерам в экономике Узбекистана.

Открытие республики

Ситуация в республике сегодня мало известна и в Латвии, и в России тоже. Поэтому, отправляясь в командировку, я почитал в Интернете, что на этот счёт пишет «Википедия». Там в отношении Узбекистана оказалось «всё в порядке»: «недостаточное реформирование экономики», «значительные трудности с конвертацией национальной валюты», «экологически вредная система орошения хлопковых полей»… Нормальный набор для стран третьего мира.

Латвия такие трудности давно преодолела. И с мировым кризисом под руководством экспертов МВФ самоотверженно борется: множество школ, больниц, почт позакрывала, пособия сократила. Наши кризисные «успехи» впечатляют: падение ВВП (за полтора года) — 25,5%; безработица (по данным Евростата) — 22,5%; снижение розничного товарооборота (залог дальнейшего снижения ВВП) — 30,9%.

По сути, мы — мировой кризисный лидер. Идёт тотальное умирание экономики: если потери приближаются к 30%, это говорит о полном разрушении всяких кооперационных связей и коллапсе всей системы.

В России в 2009 году тоже «всё в порядке»: падение ВВП — 7,9%; безработица — 8,9%; падение промышленного производства — 13,5%; дефицит бюджета — 6,2% ВВП. Всё, «как у людей». И Латвия, и Россия могут гордиться: они прекрасно интегрировались в мировой кризис.

В Ташкент я приехал за два дня до начала экономической конференции и посвятил их детальному изучению узбекской экономики и системы управления её развитием. Собранные показатели просто ошеломили. В условиях мирового кризиса у них рост ВВП за 2009 год составил 8,1%; промышленного производства — 9%; сельского хозяйства — 5,7%; розничного товарооборота — 16,6%; экспорта — 2,4%. В общем, за 2008—2009 годы никаких признаков кризиса в стране обнаружить не удалось.

Узбеки на 80% обеспечили себя автомобилями собственного производства (8 моделей концерна «Дженерал Моторс») и ещё их экспортируют. Они обеспечивают себя лекарствами (в фармацевтическом концерне занято 6300 рабочих и туда входят 6 НИИ). В республике строят автобусный и вагоностроительный заводы, текстильный комбинат, железную дорогу и четырёхполосную автостраду через всю страну, 20 различных объектов в СЭЗ Навои.

В 2009 году там создано 940 тысяч новых рабочих мест, из них 500 тысяч — в сельской местности. Строятся школы, больницы, жилые дома и объекты социальной инфраструктуры. На селе государство субсидирует строительство двух-этажных коттеджей. Бюджет, как и в предыдущие годы, выполнен с профицитом. И всё это продолжается с начала 2000-х годов. Для человека из Латвии выглядит фантастикой.

Как это достигнуто? Очень просто: с помощью всеобъемлющей государственной системы стимулирования и управления экономикой. И далее, на 2010 и 2011 годы запланирован рост ВВП на 8,5% и 9% соответственно. И план будет выполнен — там с этим строго. Просто потому, что не выполнять что-либо из запланированного невыгодно.

Китайский экономист Сунь Ли, заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР, назвал это «Чудом в Узбекистане». А китайцы в этом понимают толк: сами тоже сделали чудо.

Ничего секретного


«Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать». Так раскрыл их технологию Хаим Вейцман, британский химик и президент государства Израиль. В мире известны несколько экономических чудес, когда совершенно отсталая и бедная страна превращалась в «экономического тигра» и с мировой галёрки перебиралась в «золотой миллиард», расталкивая дремлющих там стариков.

Наиболее известны Южная Корея и Сингапур. Южная Корея на этот процесс потратила 20 лет. А Сингапур строил и тренировал тридцать лет бессменный премьер-министр Ли Куан Ю. Сейчас он советник правительства, а премьер — Ли Сянь Лун, его старший сын.

Из анализа чудес можно сделать вывод, что для этого необходим руководитель (президент, премьер), который знает, чего он хочет, знает, как это сделать, и у которого для этого есть время. За 4 года чуда не слепить.

В Узбекистане всё это было. С самого начала был Ислам Каримов, который знал, как устро-ено всё в республике. Работал на Ташкентском авиазаводе имени Чкалова, с 1989 года у руля как первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, до этого был министром финансов и председателем Госплана, потом был избран президентом. Неоднократно. 22 года — срок, достаточный для реализации экономического чуда. Если хочешь и знаешь как.

Каримов знал. Он реализовал в республике индустриализацию. Для нашего времени это было удивительно. Все усвоили легенду Чикагской экономической школы, что с начала 80-х годов мир стал постиндустриальным, индустрия — дело прошлое и отживающее. Индустрию строить в наше время стыдно — её и так уже слишком много.

А Каримов строит. В Узбекистане, стране прежде преимущественно сельскохозяйственной. И строит очень успешно: промышленное производство с 1990 года выросло на 75,9%, а число занятого населения — на 37,2%.

Технология индустриализации


Рецепт успеха очень прост: надо выбрать приоритеты развития экономики и стимулировать тех, кто берётся их реализовать. И не на словах, а на деле, каждый день, и контролировать, как получается. У нас, в Латвии, да и в России приоритеты тоже вроде бы выбраны. Однако не получается не только экономического чуда, но и нормального развития. Одни красивые разговоры.

Для успеха дела необходимо, чтобы прилагаемые усилия были адекватны грузу, который толкается в гору. А индустрия очень тяжела. Поэтому узбеки привлекают энтузиастов строить большие и сложные производства тем, что освобождают предприятия, создаваемые в приоритетных отраслях, от всех налогов на пять лет с момента получения первой прибыли. И это очень нравится инвесторам: государство гарантирует, что они успеют вернуть свои вложения и заработать.

Вот конкретный пример. В 2007 году на базе автозавода «Уздэуавто», принадлежавшего правительству, создано совместное предприятие с корпорацией «Дженерал Моторс» — «GM Uzbekistan», выпустившее уже в 2009 году 205 тысяч автомобилей шести моделей. Предприятие сейчас не платит налогов, что по нашему понятию — кошмар. Но его появление породило цепную реакцию развития: строятся завод автомобильных двигателей на 360 тысяч единиц в год (очень высокий хайтек!) и завод автомобильных фар и фонарей. Возводятся они в значительной степени за счёт средств, зарабатываемых автозаводом (у материнской компании в США денег нет).

Вот что дает освобождение от налогов: ускоренное развитие и привлечение в республику валюты (60% автомобилей идёт на экспорт). И узбеки ездят теперь в основном на собственных автомобилях.

В Ташкенте у меня интересовались: «А как поживает ваш РАФ?» Помнят ещё. А в Латвии его давно нет: умер. Российские автопроизводители (ГАЗ и ВАЗ) написали Путину жалобу: мол, узбеки давят их, спасите!

В Ташкенте защищают свою индустрию: импорт автомобилей — того, что уже есть в Узбекистане, — обложен пошлиной в 120%. Если ты олигарх и хочешь ездить на «Бентли» — пожалуйста.

Но на твоей любви к иностранному узбекское государство заработает на 20% больше, чем англичане. Поэтому «мерседесов» я там не видел — все ездят на производимых в стране моделях.

Для стимулирования развития промышленности в Узбекистане есть ещё много рычагов. От налога на прибыль освобождаются средства, направляемые на техническое перевооружение и лизинг оборудования. Аналогичные освобождения действуют в НДС и в налоге на имущество. Желающих провести техперевооружение государство обеспечивает кредитами со сниженной на 30% ставкой. Только развивайтесь!

Этому развитию реальной производящей экономики способствует и государственная собственность на землю. Нечем спекулировать. Можно только работать — пахать и сеять. И узбеки пашут: сельскохозяйственное производство тоже постоянно растёт.

Система управления

Но для успеха индустрией надо управлять так, чтобы она в погоне за прибылью не провалилась в кризисную яму и не погибла, как в «свободном мире». Система, созданная в Узбекистане, удивила даже китайцев, которые назвали её чудом. Она позволяет управлять экономикой независимо от вида собственности и всяческих рыночных свобод предпринимательства. И устроена она так.

Указом президента в 2007 году были учреждены проводимая ежегодно в октябре Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа. Задача этих учреждений — оказание содействия хозяйствующим субъектам республики в поиске партнёров для заключения кооперационных договоров и способствование созданию и расширению долговременных кооперационных связей предприятий всех видов собственности.

При этом установлено, что закупка оборудования, изделий и материалов в рамках Кооперационной биржи осуществляется на основе прямых договоров, без проведения тендеров, что сделало эти операции эффективными. Без бесконечных споров, которые сопровождают тендеры и конкурсы и тормозят всякое развитие. Без коррупции и «откатов» чиновникам.

Мероприятие проводится в октябре, чтобы своевременно обеспечить будущий год договорами и поставками. Для контроля и организации всей этой работы создана дирекция, которая организует и регистрирует все договоры и в дальнейшем контролирует их выполнение. Заключение договоров — совершенно свободное решение каждого. Но если ты заключаешь договор, который по своей направленности попадает в стимулируемые направления развития, ты получаешь и все положенные льготы.

Количественное выполнение всех показателей производства, товарооборота, строительства и т. д. контролирует ЦСУ, которое подводит итоги развития республики не к ноябрю следующего года, а ежеквартально к 8-му числу следующего месяца. 12—13-го числа результаты рассматриваются уже у президента, где принимаются все необходимые решения и даются оценки выполнения обязательств.

Поскольку основные направления развития охвачены различными видами государственных льгот, то все результаты работы прямо связаны с их получением (или неполучением). Если ты не выполняешь взятых договорных обязательств, то за что тебе льготы по налогообложению или пониженные ставки по кредитам? А потеря льгот означает, что, кроме тех неустоек, которые тебе выставит обманутый партнёр, получишь ещё и налоговые долги.

Что даёт такая система управления?

Во-первых, благодаря тому, что весь 2010 год уже описан заключенными договорами, я нигде не слышал разновариантные рассуждения и прогнозы, которыми потчуют нас наши руководители. Всё чётко определено.

Поскольку уже идёт второй квартал, то мы можем открыть сайт узбекского ЦСУ и прочитать там все показатели за первый квартал: ВВП — 107,6%, продукция промышленности — 107%, продукция сельского хозяйства — 106,1%, экспорт — 122,1%, строительство жилья — 110,6% (построено 1,6 миллиона квадратных метров)...

Там много всяких данных. В том числе и такие: создано новых рабочих мест 215,4 тысячи, а число ищущих работу составило 21,1 тысячи человек. Это при численности населения 28 миллионов. Смешная цифра. А средства созданного государством Фонда реконструкции и развития выросли в 2,9 раза (!) и достигли 5 миллиардов долларов.

Денег на дальнейшее развитие достаточно. Только работайте.

Во-вторых, поскольку договоры заключаются на ярмарке, куда собираются все заинтересованные производители и покупатели, автоматически обеспечивается высокая конкуренция. А так как все договоры регистрируются, то случаи, когда на бюджетные деньги заключается договор по приобретению чего-то в три раза дороже обычной цены, там исключены. Равно как и разная теневая деятельность. Если же ты решил что-то спрятать в тени, то лишаешься льгот. Зачем тебе это, если получаешь кредиты по сниженной ставке и освобождён на 5 лет от налогов?

В-третьих, такая система привлекательна для иностранных инвесторов и заказчиков, поскольку государство своим контролем обеспечивает надёжное выполнение договоров. Не боятся они и того, что их инвестиции украдут, как в России.

Наше будущее темно…

Узбекистан показал, что «объяснения» политиков, будто у нас всё в порядке, просто происходит мировой кризис,— это «навешивание лапши на уши». Если имеешь голову на плечах, то никакая, даже мировая глупость тебе не страшна.

А мы провалились, набираем долги и тонем совершенно либерально и рыночно. Если выплывем, то много лет будем корячиться в нищете, поскольку всё заработанное придётся отдавать за кредиты. У России тоже нефтедоллары кончаются.

Успешная экономика Узбекистана устроена очень просто. Что мешает нам так сделать: национализировать землю, создать систему стимулирования производства, учредить Ярмарку и Кооперационную биржу — разве сложно? Но возникает кардинальный вопрос: а куда тогда девать олигархов, которые определяют всё в стране?

В Узбекистане с ними поступили просто: арестовали пятерых, ещё четверо убежали. Не нужны они, только деформируют государство и экономику. «Олигархов у нас не будет, — сказал президент Каримов в День Конституции, 8 декабря 2009 года, и добавил: – Если кто-то этого ещё не понял, пусть имеет в виду». Почему? Очень просто: с олигархами построить управляемую экономику невозможно. Они управляют государством, а не наоборот.

У нас в Латвии нет главного — руководителя. Опытного, как Ислам Каримов. Ведь наш президент Затлерс совсем недавно побывал в Узбекистане, но ничего там не заметил и ничего оттуда не привёз, кроме рассуждения о каком-то Шёлковом пути. Российский представитель на конференции тоже говорил что-то дежурное про консолидацию СНГ. Это капитальный тупик, который может быть преодолён только революционным путём. Осознайте это.

Экономика Узбекистана стремительно развивается и растет по 8% в год, как в Китае. И не только в нем — Вьетнам, Индия, Бразилия… На заводе в Узбекистане произведено 205 тысяч автомобилей «Дженерал Моторс», а продажи автомобилей этой фирмы в США упали на 45%. В Детройте безработица. 12 миллионов (!) автомобилей уже произвёл Китай. А в будущем году Китай планирует выпустить 15 миллионов автомобилей.

И Индия разработала дешёвый автомобиль (2000 долларов) и уже повезла его в Европу.

Вот что вызвало сегодняшний мировой кризис — индустриализация третьего мира. И она происходит необратимо. А «золотой миллиард» погружается в постиндустриальный кризис и безработицу. И Латвия впереди всех, да и Россия недалеко ушла. И простого возврата к счастью — «кризисы приходят и уходят, нужно только потерпеть» — больше не будет. Будет новая жизнь. Вот и думайте. Но времени осталось мало. Мир меняется очень быстро.