Почему Россия хочет уничтожить 10 000 своих танков

На модерации Отложенный

Хватит ли оставшихся для защиты гигантской территории страны в случае военной угрозы?

Не так давно с подачи неких «анонимных источников» стала разгуливать по России сенсационная весть: в нашей армии собираются в 11 раз сократить количество танков - с 22 тысяч аж до 2. C тех пор я почти каждый день слышу в редакционной телефонной трубке тревожные читательские голоса: «Неужели это правда? Это же вредительство, подрыв обороны государства!» Спешу успокоить заволновавшийся народ: эти данные сильно преувеличены. Но факт остается фактом: представители Минобороны на днях официально подтвердили, что половина боевых машин (а это более 10 000) армии не нужна.

Причем одна половина из оставшихся будет в боевом строю, а вторая - на базах хранения.

Так вот, если считать только боевые танки, которые постоянно должны быть на ходу, то Россия из первой танковой страны мира скатится в середину первой десятки (см. таблицу). Что и настораживает. Тут невольно начинаешь думать: а не возвращается ли преступный волюнтаризм времен Никиты Хрущева, когда у нас таким же массовым чохом шли «под нож» вооружения?

У многих еще на памяти локальная пятидневная «войнушка» с грузинами, какая случилась в августе 2008 года. Не будь тогда у нашей пехоты танковой поддержки, еще неизвестно, как все повернулось бы. Хотя поддержка эта могла быть куда мощнее, если бы не оказалось, что немало танков небоеготовы. Не только военным профессионалам, но даже далеким от армейских дел людям понятно, что от могучих танковых «кулаков» на поле боя во многом зависит исход сражения. Так что же случилось? Почему это вдруг руководство Минобороны и Генштаба решило, что нам хватит и половины имеющихся танков? Может быть, мы чего-то не понимаем, может, танки себя уже изжили, может, появились некие не доступные уму обывателя «высшие соображения» стратегии и тактики, по которым России уже и не нужны многотысячные броневые армады? Может, уже нет таких военных угроз, которые в случае войны придется отражать с помощью танков?

Попытаемся найти ответы на эти вопросы у знающих людей.

СВОЙ ВЗГЛЯД

Где же логика стратегов?

Михаил ТИМОШЕНКО, полковник, военный эксперт:

- Даже при обвальном сокращении почти 5-миллионной армии после распада СССР российский Генштаб пытался сохранить в разумной пропорции танковые соединения и части - ударную мощь Сухопутных войск. И привести их структуру в соответствие с новыми военными угрозами. В 2001 году разгорелась и не угасла до сих пор дискуссия о войнах шестого поколения, постъядерных войнах (ядерные, на наше счастье, чудом не случились, хотя и могли).

Утверждалось, что при этом в большинстве случаев будет достаточно с помощью высокоточного оружия разнести в пыль инфраструктуру и тем самым нанести поражение противнику. Дескать, широкое использование танков и прочей бронетехники в таких условиях изначально теряет смысл. Разве что, считали теоретики-новаторы, танкам можно оставить функцию поддержки пехоты на поле боя да использовать их как средство усиления войск при прорыве обороны противника.

Наши нынешние реформаторы, очевидно, поставили перед собой задачу создать армию задешево. Но решимости вовсе ликвидировать танки у них не хватило: танковые бригады остались. Плюс танковые батальоны мотострелковых бригад, разбросанных по всей территории России. Но обратите внимание: одна танковая бригада будет дислоцирована в Московском военном округе, вторая - в Сибирском. Да какая разница? Пусть их даже будет по две - на западе и на востоке. Но возникает резонный вопрос: каким образом Генштаб собирается оборонять наш Дальний Восток, имея за Уралом в качестве средства усиления мотострелковых бригад всего две танковые?

Заглянем через границу, в Китай, где в составе пехотной дивизии 113 танков - больше, чем в российской танковой бригаде. В танковой же китайской дивизии насчитывается 240 танков (а таких дивизий в КНР девять, не считая 12 танковых бригад по 105 танков). А теперь внимание! Уже сейчас у российских границ развернуто 6 пехотных дивизий и две танковые! Совокупно в них более 1158 танков! И если даже собрать в «кучку» все наши танки в том регионе, то все равно выходит, что по «броне» китайцы будут иметь там десятикратное превосходство! Теперь взглянем на центральноевропейский театр военных действий. Тут у НАТО уже сейчас более 4200 танков. У России же после сокращения будет меньше в пять раз. Непостижимая логика!


ВОПРОС - РЕБРОМ


Так сколько же нужно танков?

Владимир ВЫСОТКИН, полковник, офицер штаба танковой части:

- Давайте рассуждать. Итак, пусть в нашей армии «нового облика» будет 10 тысяч танков. Как они распределены?

В наших Сухопутных войсках числится 35 мотострелковых бригад. В каждой - 3 мотострелковых батальона и один танковый (41 танк). Прибавим две (пусть даже четыре!) танковые бригады. Это примерно 1700 танков.

Остальные танки - в береговых войсках: они предназначены для обороны побережья, и мы их рассматривать не будем. Что могут такие Сухопутные войска? Известно, что основной тактической единицей является батальон. В обороне (мы же ни на кого нападать не собираемся, верно?) он защищает полосу в 3 - 5 км по фронту. Танки придаются мотострелковым батальонам для повышения устойчивости обороны, одна танковая рота остается в резерве комбрига. Промежуток между батальонами до 1 км. Получается: 35 бригад по 3 мотострелковых батальона, а всего 117 батальонов могут прикрыть полосу примерно от 450 до 700 км. Это если в один эшелон! В таком случае танковые бригады выполнят функцию резерва для контрударов в полосе шириной до 10 км каждая.

На западе ширина фронта (по бывшей границе СССР от Прибалтики до Украины) около 500 км, и здесь превосходство НАТО в танках (без США) будет как минимум двукратным. И здесь нам бы надо иметь не 2 - 3 танка на километр, но вдвое больше. А на Дальнем Востоке, где обороняться придется в полосе 2700 км при практически полном отсутствии коммуникаций для маневра, хватит ли нам 800 танков?

ВОПРОС СПЕЦУ

«За все отвечает Генштаб»

«КП» обратилась к бывшему начальнику Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-полковнику Сергею МАЕВУ. Под его руководством в нашей армии сменилось не одно поколение боевых машин.

- Сергей Александрович, народ очень волнуется: почему решено так сильно «урезать броню»? Ведь тут и сугубо цивильному человеку понятно, что это ослабит ударную мощь нашей армии...

Генерал ответил так:

- Определением организационно-штатной структуры войск занимается Генеральный штаб, исходя из тех задач, которые войска должны будут выполнять в ближайшие 5 - 10 лет. И если принято решение о сокращении количества танков, значит, оно обоснованно. Это компетенция и ответственность Генерального штаба.

Примерно в таком же духе ответили нам и в Генштабе: «Эта проблема сугубо специфическая. Чем именно мы руководствуемся при ее решении, секрет. Мы можем лишь подтвердить, что действительно количество танков будет радикально сокращено».

На днях это же подтвердил на пресс-конференции и новый главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников:

- В наших войсках - переизбыток танков. Реальная потребность войск в танках составляет до 10 тысяч единиц, а в настоящее время на вооружении находится 20 тысяч танков всех модификаций. То есть армии нужно вполовину меньше.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Виктор ЛИТОВКИН, полковник в отставке:

«Оценку даст только реальный бой»

- Такое сокращение танков можно считать своеобразной революцией во взглядах на применение в современном бою «ударной силы Сухопутных войск».

В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране было танков больше, чем у остальных стран вместе взятых.

Сейчас они поступают в войска, как говорят сами военные, по чайной ложке: в прошлом году - один батальон (это три десятка боевых машин). На этот год Мин-обороны планирует приобрести 260 машин. В то же время для Индии нижнетагильский «Уралвагонзавод» поставил 350 машин Т-90С и еще должен сделать в ближайшие годы 1200 таких же.

Любопытно, что последние крупные тактические учения, которые прошли в Гороховецком учебном центре под Нижним Новгородом, где принимали участие около 150 боевых машин, были посвящены опробованию новой танковой бригады, созданной в рамках «придания перспективного облика Вооруженным силам». Но, видимо, еще до окончания этих маневров уже было принято решение, что столько танков, сколько есть у России сегодня, ее армии больше не понадобится.

Так что становится ясным будущий облик Вооруженных сил России - действительно легких на подъем, но не сильно прикрытых броней. Как, впрочем, и другими боевыми средствами. Но правильность или ошибочность принятого сегодня решения о сокращении Танковых войск мы сможем узнать только в реальном бою и с серьезным противником.

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

ПЕРВАЯ ДЕСЯТКА ТАНКОВЫХ ГИГАНТОВ ПЕРВАЯ ДЕСЯТКА ТАНКОВЫХ КАРЛИКОВ
Страна Кол-во танков (тыс.) Страна Кол-во машин (шт.).
1. Россия 22,3 1. Эквадор 30
2. Китай 7,9 2. Бенин 18
3. США 7,6 3. Парагвай 12
4. Сирия 4,6 4. Гондурас 12
5. Турция 4,2 5. Мадагаскар 12
6. Индия 4,2 6. Гвинея-Бисау 10
7. Египет 3,8 7. Кот-д\'Ивуар 10
8. Израиль 3,6 8. Намибия 5
9. КНДР 3,5 9. Латвия 3
10. Германия 2,4 10. ЦАР 3




КСТАТИ


«Продай танки дяде, а сам...»

Нижнетагильский «Уралвагонзавод» - единственное в России танковое предприятие, выпускающее танки Т-90. За один танк, произведенный для Российской армии, завод получает от Минобороны более 2 млн. долларов. Но если за 500 танков для своей армии завод может получить миллиард долларов, то за 300 штук для иностранной - почти в 10 раз больше!

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Михаил БАРАБАНОВ, сотрудник Центра анализа стратегий и технологий: «Не все так страшно»

- Поскольку армия нового облика ориентирована на участие главным образом в ограниченных конфликтах на территории бывшего СССР, то и 10 тыс. оставшихся танков в принципе вполне достаточно для выполнения поставленных задач. Угроза же неожиданного крупномасштабного сухопутного вторжения на территорию России отсутствует. Любому противнику, хотя бы потенциально способному осуществить такое вторжение (США и НАТО, Китай), потребуется длительный период отмобилизации, развертывания и сосредоточения значительных группировок сухопутных сил на наших границах. Точно так же время для дополнительной отмобилизации своих сил в этом случае будет иметь и Россия. Разумеется, обладателем наиболее многочисленного танкового парка у наших границ является Китай, но его танковый парк до сих пор в основной массе составляют устаревшие танки Т-59 (лицензионный советский Т-54). Да и в любом случае в современной войне танкам будет противопоставлен широкий спектр средств поражения, начиная от противотанковых ракет и кончая авиационными.

Поэтому само по себе «меряние танками» бессмысленно. Развитые современные системы связи, разведки и управления, высокоточное оружие, как наземное, так и авиационное, - вот сегодня главный залог победы в войне, в том числе сухопутной.

Танки же следует иметь только самые современные, оснащенные новейшими средствами защиты, а также тепловизорами. Иначе противник сможет расстреливать наши «слепые» танки ночью, как это делали американцы с иракскими танками в войне в Заливе в 1991 году. Совершенно ясно, что Россия не сможет иметь очень много современных танков по экономическим условиям. Значит, лучше иметь 2 - 3 тысячи, но самых современных либо радикально модернизированных.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Какая «броня» досталась России от Союза?

На момент распада СССР в Вооруженных силах было 63 900 танков.

Только на западном театре военных действий было развернуто 8 танковых армий. Кроме того, большое число танков было в мотострелковых дивизиях (по 271 танку - больше, чем в английской (148) или французской (193) бронетанковых дивизиях).

В Российской армии к 2000 году осталось всего 20 дивизий, из которых только 6 - танковые, да еще 2 танковые бригады.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Секретная» свалка бронетехники

После скандала в прессе 200 бесхозных танков на Урале срочно эвакуируют.

Свалка боевых машин возле села Калиновское в Свердловской области неожиданно ожила. Сейчас она напоминает растревоженный муравейник: повсюду снуют солдаты, из башен, еще накануне плотно засыпанных снегом, торчат головы механиков. Напомним, фотографии бесхозных танков в конце прошлой недели выложил в Интернет некий Павел, житель Екатеринбурга. По его словам, их никто не охранял, можно было садиться, заводить и кататься. Разразился грандиозный скандал, из которого военные теперь стараются выпутаться. И достаточно оригинально. По их словам, свалкой пресса обозвала секретный перевалочный пункт танков, которые охранял караул. Впрочем, караульных обнаружить на месте было ну о-о-очень сложно.
(Подробности...)