Новая бедность

На модерации Отложенный

Эти два слова давно вертятся у меня в голове, но только сегодня я забил их в поисковик и понял, что с темой основательно припозднился. О свойствах \"новой бедности\" давно говорят журналисты, политики, блогеры, социологи. Толкуют это понятие по-разному, но исходят из одного и того же: той бедности, какою были бедны наши дедушки и бабушки, в России сегодня нет. Любой более-менее вменяемый гражданин страны имеет возможность не быть голодным, не ходить в обносках и не ночевать на вокзале. Если же кто такой возможности не имеет, то эта бедность - в чистом виде порок, результат деградации самого гражданина и на 100% его собственная проблема. Однако, согласно последнему соцопросу фонда \"Общественное мнение\", 39% россиян считают бедными себя и 45% уверены, что растет количество бедных вокруг них. Как объяснить этот глюк?

Версии исследователей расходятся. Одни считают, что надо просто определиться с терминологией. Кто беднее - старушка, владеющая трехкомнатной квартирой на Тверской, у которой пенсия уходит на квартплату, или молодой человек, зарабатывающий в четыре раза больше, но ничего, кроме этой зарплаты, не имеющий? Почему уважаемая бабушка не хочет продать бриллиантовую трешку, приобрести однушку рядом с царицынским парком, приодеться, подлечиться, купить автомобиль, остаток денег положить в банк, жить на проценты и чувствовать себя хозяйкой жизни? Наверное, боится иметь дело с рынком недвижимости. Почему молодой человек с хорошей зарплатой не может или не хочет взять кредит и купить квартиру в том же Царицыне? Наверное, у него нет уверенности в завтрашнем дне. В итоге два вполне обеспеченных человека чувствуют себя бедными, и виной тому - всего лишь такой пустяк, как социально-экономическая нестабильность.

Другие эксперты полагают - корень \"новой бедности\" в том, что у многих отсутствуют элементарные навыки богатой жизни. Эти люди могут позволить себе снять или купить в кредит хорошую квартиру, облегчить себе жизнь современной бытовой техникой, приобрести машину с кондиционером и регулярно отдыхать от всего этого благополучия в жарких странах. Но они не в состоянии наладить правильный образ жизни, следить за здоровьем, гармонизировать родственные и социальные отношения. Они не догоняют, что для богатой жизни нужно гораздо меньше денег, чем для бедной. Сколько стоит пробежка по утрам, грамотное питание, совместное хобби с собственными детьми? Если иметь навыки такой жизни - копейки. Но если их не иметь, возникает иллюзия, будто такая жизнь доступна лишь по-настоящему богатым людям, на нее надо пахать и пахать, а значит, Господи, когда же мы вырвемся из этой нищеты и заживем по-человечески!

Наконец, третьи мыслители на тему бедности уверены: виной всему психология. Объективно среднестатистический россиянин не в пример богаче своего советского предшественника. Но есть такая неприятность, как \"фактор социальных сравнений\". Это когда ты сам живешь вроде вполне достойно, но видишь, как другие люди на планете Земля живут еще более достойно, и от этого знания твое собственное достоинство начинает страдать. Или наоборот: ты вроде всем доволен, но не можешь спокойно видеть нищих на улицах и вымирающие деревни рядом с дачей, да и общественное пространство не радует: грязные улицы, фронтовые дороги, крепчающие пробки.

Окружающая бедность нарушает твое чувство социальной гармонии, давит, терзает и в конце концов становится бедностью внутренней.

Эту колонку я пишу в кафе, у меня здесь назначено интервью. А вот, кстати, и он, интервьюируемый, человек в галстуке. Он спрашивает: \"О чем пишем?\" - и злобно улыбается, узнав заголовок статьи. Он заказывает кофе за 150 рублей, мороженое за 200, закуривает сигарету \"Парламент\" и признается, что тоже чувствует себя неизлечимо бедным и видит только одно средство от этой напасти - \"валить из страны\". Бизнесмен, он зарабатывает столько, что пенсия нашей старушки для него - бюджет одного вечера. Но все его благополучие зиждется на слишком шатком фундаменте - связях с нужными людьми во властных структурах. Оборвутся связи - бизнес рухнет. И сегодня их наличие помогает зарабатывать, но не развиваться. Может ли чувствовать себя богатым такой человек? Наверное, не может. Почему? Потому что он беден еще одной разновидностью бедности. Назовем ее так - нищета возможностей.

Что объединяет вышеперечисленных \"нищебродов\"? Только одно: их бедность - не факт, а синдром. Значит, с этим горем - к психологу, а государство тут ни при чем?

Почти все революции совершаются не тогда, когда народ живет хуже некуда, а как раз в те времена, когда жизнь налаживается. Как правило, свергаемые правительства видят в таком несправедливом к себе отношении происки стран-конкурентов, которые заморочили людям головы политическими иллюзиями. На мой взгляд, это вторично. А первична как раз она - новая парадигма бедности, изменившаяся структура потребностей, вовремя не замеченная государственными стратегами. Американский психолог Абрахам Маслоу в знаменитой пирамиде имени себя разделил иерархию базовых потребностей человека на пять ступеней: потребности физические (голод, жажда, секс), экзистенциальные (безопасность, комфорт, постоянство), социальные (связи, сотрудничество, забота), престижные (уважение, успех, новые возможности) и духовные (самопознание, смысл жизни, ясная картина мира). Тот приятный факт, что мы наконец смогли в национальном масштабе решить проблему первой ступени (голода), - это повод не расслабиться, а наоборот, напрячься. Невыносимое чувство бедности может возникнуть на любом уровне обеспеченности, и тогда человек и даже целые сообщества способны на неадекватные действия. Звучит парадоксально, но сытый человек страшнее голодного. Он начинает задумываться о чувстве собственного достоинства, о справедливости, о саморазвитии и прочих глупостях. Это стремление можно обратить в созидательное русло, а можно - в разрушительное. Добиться второго проще. Нужно лишь попытаться управлять сытым обществом так же, как голодным. Игнорировать, что на новом этапе развития нужны новые инструменты контроля. Когда вы последний раз слышали популярное когда-то \"с нами по-другому нельзя\"? Давно? Я тоже. Зато все более настойчиво в воздухе носится \"с нами по-другому можно!\". Надеюсь, у людей, к которым адресован этот запрос, хороший слух.