Белорусы защищают свой интернет

На модерации Отложенный

В Минске, в парке Дружбы народов прошел санкционированный митинг против указа президента N60 о регулировании Интернета. Заявителями действа были юные белорусские национал-большевики, к которым примкнуло зарегистрированное «Движение будущего», у прочих же протестных сил страны в этот вечер наверняка нашлись дела большей государственной важности.


У сцены на пл. Бангалор кучковалось несколько десятков демонстрантов: суровые нацболы в красный майках с серпом и молотом, стильные активисты «Движения будущего» под транспарантами, троица «молчунов» с символично заклеенными ртами и девочка с сюрреалистичным плакатом «Все любят гипножабу». «Начнем, коль уж митинг заявлен!» - бодро предложил лидер нацболов Евгений Контуш, взобрался на подмостки с мегафоном и взял на себя роль конферансье. «Свободу Интернету! Свободу Интернету!» - начали скандировать убедительные мужские голоса, а двое нацболов развернули на сцене растяжку аналогичного содержания, прямиком над огромной дымящейся лужей - очевидно, над парком Дружбы народов только что промчался тропический шквал. Главный нацбол назвал указ N60 «чудовищным» и«давящим свободы»: «Мало сказать «нет»! Надо не допустить принятие этого указа». Он поделился с сочувствующими и зеваками тем фактом, что «уже не верит этой власти»: «Они раньше рассказывали нам, что принимаются законы без ведома президента, какие-то чиновники на местах… Но сегодня указ конкретно подписан президентом. Он готовился нашим правительством, все они в курсе…» Стало ясно, что в случае с указом N60 власти не удастся сделать вид, будто она ни при чем, и тем самым обвести национал-большевиков вокруг пальца.

Мегафон подхватил представитель радикального «Правого альянса», в речи которого особенно острым было лирическое отступление о пользе здорового образа жизни, пробиравшее до костей: «Когда многие спрашивают, а почему ты не пьешь, я им объясняю, что алкоголь - одно из средств манипуляции обществом. Обратите внимание, что чернила, водка и другие наркотики…» Конферансье митинга подкрался к нему сзади и сделал на ухо строгое внушение о необходимости придерживаться заданной темы. «Давай про наркотики!» - подзуживали в толпе. «Ладно, буду по теме, - огорчился экстремист-трезвенник. - Просто хотел сказать, что алкоголь гораздо дешевле, чем развлекательные средства - кинотеатр, музей. А Интернет дает альтернативу: человек может не ходить в музей, а изучать какие-то картинки».

Лидер «Движения будущего» Марат Абрамовский, как истинный пассионарий, отверг бездушный мегафон и зажигательно взревел без помощи технических средств: «Мы не альтернатива, не оппозиция, а конструктивная сила! Мы работаем в Интернете! Почему там? Потому что молодежь объелась! Она устала! Интернет - единственная платформа, где она может чувствовать себя свободно». Он подчеркнул, что движение изначально было организовано как объединение сторонников определенных идей социальной сети «Вконтакте». Хотя активисты отчаянно пытались завлечь всех несогласных в парк, «сюда пришли только десятки. Наверное, даже нету сотни. И это обидно. Правда, обидно! Я смотрю - и меня прямо на слезы пробивает».



Активист движения Максим решил воспользоваться моментом, чтобы прямо с этой сцены обратиться «к господину президенту уважаемому»: «Надо больше обращать внимания на молодежь, среди нас есть адекватные, грамотные люди». Он оказался самым конструктивным из митингующих: «Я не совсем согласен с формулировкой «Долой указ!». Он нужен, но стоило бы пересмотреть ряд положений».

В отличие от прочих демагогов-теоретиков, программист Саша подошел к проблеме с позиций косноязычного практика и подметил, что указ составлен людьми, «которые в этом не разбираются», поэтому посадить их в лужу несложно - достаточно воспользоваться их же оружием: «Каждый абонент может написать заявление о блокировке каких-то сайтов. Пишем - заблокируйте president.gov.by. Пользуйтесь этим! Они потом все это осознают и начнут отменять».

Среди выступающих с прокламациями нашлись также авторы апокалипсических фантазий, которые вот-вот могут воплотиться в жизнь на территории РБ: «Представьте, что вам нужно пойти в горисполком и получить справку, чтобы зарегистрировать блог! Вы идете в интернет-кафе, но вам говорят, что по идеологическим признакам ваш номер паспорта не подходит и зайти в Интернет вы не можете! Потому что вы оппозиционер или еще кто-то». Он рассказал, под каким именно предлогом прочие протестные силы Беларуси наотрез отказались прийти в парк Дружбы народов: «Сказали, мол, тут будут красные! Ребята, мы за Интернет идем, а не за красных!» Этот тезис подтвердил представитель ЛГБТ-инициативы: «Мне грустно, что общественность не поддержала. Кто-то красных побоялся. Я представляю инициативу «Геи Беларуси», я не побоялся прийти сюда сегодня».

Одни ораторы травили байки о том, как услышали от администратора кафе в ответ на вопрос о наличии Wi-Fi: «Сейчас посмотрю в меню». Другие пророчествовали: «Позавчера запилили оппозиционеров, вчера запилили ипэшников, завтра запилят Интернет». 23-летний водитель автобуса Сергейбегло перечислил основных стратегических партнеров Беларуси: «Зачем нам следовать за Кубой, Северной Кореей, Китаем, Ираном? Это страны третьего мира, а мы Европа. Мы не какое-нибудь там быдло, а нормальный народ». По его версии, при такой динамике событий вскоре «приходя домой, мы будем смотреть БТ, слушать кухонное радио и читать «СБ».

40 санкционированных властями минут истекли, и конферансье-нацбол напомнил всем неравнодушным о законопослушании: «Коль уж это все разрешено, значит, надо здесь находиться до скольких разрешено». Он призвал всех прийти на пл. Свободы 23 июня, сообщив, что заявка на проведение митинга уже подана в Мингорисполком: «Надеюсь, нас будет намного больше, приходите все, в случае неразрешения даже».

Действо охранялось несколькими милиционерами в форме, парой омоновцев и бодрячком при галстуке, с рацией под мышкой, который после слов о завершении митинга расплылся в сладострастной улыбке. Из раций омоновцев раздавались приказы рассматривать любые попытки митинговать за пределами площади как незаконные, однако протест рассосался сам по себе в утвержденное время и не стал радиально распространяться по городу от пл. Бангалор.