Четыре тезиса новой идеологии Кремля

На модерации Отложенный

Сегодня президент Дмитрий Медведев разместил очередную публикацию на своем блоге. Он посвятил ее Дню памяти жертв политических реформ

Президент отметил несколько важных моментов. Во-первых, «чрезвычайно важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами». Во-вторых, «я убеждён, что никакое развитие страны, никакие её успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь». В-третьих, «важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ». В-четвертых, «никто, кроме нас самих, наши проблемы не решит».

Эти четыре тезиса очень важны для понимания направления идеологического курса страны. Важно, что президент осознает необходимость такого курса, важно и то, что этот курс не должен обелять тиранов. Но самым важным, на наш взгляд, является последний тезис, о том, что отношение к истории и гражданская позиция общества должны вырабатываться внутри этого общества, а не навязываться извне.

Молодые россияне, а президент Медведев не случайно говорит именно о молодых, нуждаются в неких ориентирах. Потому что любые знания бессмысленны, если за ними не стоит гражданская позиция. Эта позиция может быть самой разной. От «лежачего не бьют», до «не служить в армии – трусость». От «нельзя делать аборт, потому что это убийство» до «нехорошо голосовать по приказу декана». По факту, у подавляющего большинства молодежи, воспитанной растерянными и потерявшимися в новом мире родителями, такой позиции нет.

Самая распространенная позиция, которую молодежь может предъявить: если нельзя, но очень хочется, то можно. Безусловно, эта позиция самоубийственна для нации и государства, ибо анархична по своей сути и шизофренична по содержанию. Гражданская позиция для молодежи необходима. И осознать это должны прежде всего взрослые – родители, учителя, преподаватели, госслужащие, клерки, предприниматели и продавцы на рынке. Мы – общество. И мы все воспитываем, воспитание не происходит в неком учреждении, будь то семья, школа, институт, армия и пр. Воспитание, особенно гражданской позиции, происходит везде и всегда. Что касается второго тезиса президента, то здесь необходима небольшая предыстория.

Насущная необходимость в выработке хотя бы ориентировочной идеологической позиции стала очевидной в ходе безобразного скандала с публикацией материала за подписью Подрабинека. Публичная дискуссия фактически привела нас к двум мнениям: или не сметь трогать свободу слова в самом максимально уродливом ее варианте, или не сметь трогать желание пожилых людей, каким бы оно ни было спорным. Очевидно, что оба мнения сомнительны. Но та страсть, что была высказана обеими сторонами дискуссии, говорит о значительных противоречиях в мировоззренческой жизни социума. До сих пор у нас нет единой ценностной платформы. До сих пор общество расколото на «врагов народа» и «друзей народа», на палачей и жертв, на «белых» и «красных», на западников и славянофилов, на патриотов и космополитов, на верующих и воинствующих атеистов …

Впрочем, в столь противоречивом государстве, как Россия, по всей видимости, нахождение единого для всех общего ценностного знаменателя, практически, крайне труднодостижимо. Слишком много этнических групп со своей культурой, слишком много религиозных различий. Однако президент Медведев озвучил одну очень важную вещь: беспрекословную ценность человеческой жизни в сравнении с геополитическими амбициями государства. Цель не оправдывает средства. И это можно взять за точку отсчета в поиске компромиссных ценностей.

Действительно, государственная машина, как показала история, способна перемалывать миллионы человеческих жизней для достижения неких амбиций, которые имеются у руководства страны. Мы, общество, обязаны, наконец, понять, что подобное больше не должно повториться. А как только мы поймем эту нехитрую истину, поймем и примем, без обвинений, без истерик, то многие, как сейчас кажется, спорные, моменты перестанут быть спорными. Надо перестать бросаться обвинениями, перестать оправдывать то, что не имеет оправдания, перестать защищать идеалы, которые ведут общество к анархии.



Надо простить своих предков за то, как они жили. Надо перестать обличать их со всей ненавистью, на которую только способны подрабинеки. Надо отпустить наше прошлое, сделать его прошлым и перестать пытаться его изменить, надсаживая горло в бессмысленных дискуссиях. Не нравится ветеранам вывеска «Антисоветская», пойдите им на встречу. Просто потому, что это пожилые люди, достойные спокойной старости. Проявите милосердие. Не нравятся вам подрабинеки, брызжущие слюнями в адрес людей, которые физически не способны ответить подрабинекам достойным образом, обойдите их молчаливым презрением. Так же, как вы обходите сточные каналы. Не надо разрушать – мы разрушали достаточно. Давайте уже строить что-нибудь путное.

Что касается беспощадных поисков исторической справедливости, о которых упоминает президент Медведев, то перед нами есть отрицательный пример – Украина. Процесс переоценки прошлого зашел там не просто в тупик, а в тупик в квадрате. Украина напоминает Древний Египет: тысячи человечков возводят бессмысленные мавзолеи своим погибшим предкам. Поклонение мертвым на Украине уже приближается к стандартам египтян. Осталось немного подождать, когда наконец придут ушлые захватчики и начнут паразитировать на туристах, явившихся со всего мира, чтобы поглазеть на этот монументальный идиотизм. Очевидно, что украинский путь поиска национальной идеи пагубен для государства и народа. Не стоит и нам становиться на столь захватывающий путь обличений и разоблачений.

На сегодня для нас будет вполне достаточно того, что мы не хотим повторения политических репрессий. Какими бы благими целями они не оправдывались. Этот тезис вполне может стать краеугольным камнем нашей новой государственности. Не стоит пытаться построить дворец – без нового опыта и новых знаний о прошлом, бес способности к милосердию и состраданию у нас выйдет египетская пирамида в киевском варианте.

Давайте подождем. Давайте попробуем начать с малого.

Что касается мнения президента Медведева о том, что свои проблемы мы должны решать сами, мнения, казалось бы, очевидного, то тут не все так просто. Этот последний тезис направлен скорее к внешним силам, которым бы хотелось формировать Россию в соответствии своим представлениям о должном и необходимом. Конечно, можно услышать упрек от некоторых либерально настроенных читателей, что нет ничего плохого во внешнем влиянии, если таковое влияние имеет под собой желание помочь и т.п. Но цель не оправдывает средства. Какая бы цель не стояла перед людьми, настроенными извне влиять на процесс обретения идеологической платформы в России, мы не должны допустить возможным для себя пользоваться предложенными нам средствами. Просто потому, что это щедрое предложение (допустим, сделанное от всего сердца, чему не слишком верится) всего лишь отсрочит болезнь роста, а никак не поможет с ней справиться.

Сегодня в The Times была опубликована статья экс-посла Великобритании в России Тони Брентона, в которой он неоднократно призывает свое правительство в выстраивании отношений с Россией опираться на неких «отважных россиян, которые действуют на благо своей страны». Получается, что г-н Брентон в соратничестве с коллегами по правительству Ее Величества будет проводить некий кастинг: на очень отважных россиян, не слишком отважных россиян и, скажем, на совсем не отважных россиян. Получается, Брентон считает, что ему из-за Ла-Манша виднее, кто тут у нас под Вяткой отважный, а кто под Хабаровском слабоват в коленках. Можем ли мы это допустить, даже если поверить в исключительную расположенность г-на Брентона к России? Президент Медведев, и мы с ним полностью согласны, считает, что не можем. Что не дело это брентонов – оценивать отвагу россиян и потенциальное благо, которое они способны принести своей стране. Это сугубо наше, российское, дело.

В День памяти жертв политических репрессий президент Медведев дал очень важный сигнал тем силам внутри общества, и вовне, которые хотят заниматься идеологическим строительством в России. Надеемся, этот сигнал будет понят правильно.