Латвия займется новым договором между ЕС и Россией

На модерации Отложенный

С восточным соседом надо больше говорить о разногласиях, заявил Телеграфу министр иностранных дел Латвии Эдгар РИНКЕВИЧ. Он наказал президенту Латвии болеть за наших, хотя сам в Сочи решил не ехать. Что касается запрета образования на русском языке, то министр посоветовал не паниковать раньше времени.

- В последнее время чувствуется некоторая напряженность в отношениях с Россией. Запрет на импорт латвийских шпрот (правда, пока только от одного производителя, но кто знает, чем это все закончится), последние заявления вашего коллеги Сергея Лаврова. Эхо украинских событий? Или я ошибаюсь, и все в отношениях двух стран хорошо?

- Наши отношения окрашены в самые разные цвета - и белые, и красные, и черные, и зеленые, и синие, и т.д.

Что касается так называемой шпротной войны, то мы очень серьезно следили за развитием этого вопроса. И я здесь не вижу политики, тут были конкретные проблемы (это подтверждают и наши службы).

Недавно Россия приняла решение о запрете импорта свинины из стран Европейского союза, и здесь тоже нет политики - ведь проблемы на этот счет в ЕС есть. Тут мы сами должны над этим поработать.

Но вот то, что было с Литвой в прошлом году, - да, там уже была политика, и Евросоюз довольно жестко выступил против таких действий России. Дело дошло до официальной жалобы в ВТО, и там после разбирательства возможны даже штрафы.

Чего бы мы хотели, так это наладить диалог ЕС и России по тем вопросам, где у нас есть разногласия. Я об этом говорил с Сергеем Лавровым в ноябре и недавно с Кэтрин Эштон, верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Например, по программе Восточного партнерства диалог не велся так, как это надо было сделать.

Мы будем предельно конструктивны по вектору Евросоюз-Россия во время председательства Латвии в ЕС. Кстати, намечается разработка нового договора между Евросоюзом и Россией, надеемся, что Латвия как председатель ЕС тоже сможет над ним поработать. Намечается также конструктивная работа с Россией по другому нашему приоритету в рамках председательства Латвии в ЕС - по Средней Азии и Афганистану, здесь я вижу хорошие возможности для диалога.

Спорт и политика

- Решение президента Латвии Андриса Берзиньша поехать на зимние Олимпийские игры в Сочи - это определенно политика. И президента за такое решение многие осудили. А вы как считаете, он правильно поступил или неправильно?

- Президент четко заявил, что он едет в Сочи поддержать латвийскую команду, а не какие-то события, происходящие в России.

Это не поддержка того, что мы осуждаем. Спорные новые законы, борьба с оппозицией - это для нас неприемлемо, и я об этом говорил недавно, выступая в Сейме.

Поездка президента на Олимпиаду - это также возможность общения. Известно, что на открытии или на закрытии Олимпиады будут присутствовать многие главы государств и правительств. Например, я знаю, что там будут премьер-министры Литвы и Эстонии.

Так что я думаю, что это неправильно - мешать политику со спортом, и в России и здесь. Давайте лучше болеть за своих спортсменов.

- А сами вы не планируете в Сочи ехать?

- Нет, не поедет и премьер-министр. Министры иностранных дел очень редко присутствуют на таких мероприятиях.

Русская школа при Российском посольстве - пожалуйста

- Что вы думаете по поводу заявления вашего российского коллеги Сергея Лаврова об открытии русских школ в Латвии?

- Тут уже какая-то путаница идет со стороны российских партнеров. То они говорят о полноценных школах, то о воскресных, то еще о каких-то. Давайте дождемся, пока они сами внесут ясность, но моя принципиальная позиция неизменна: я не вижу возможности открывать в Латвии школы, которые бы работали по российским стандартам и за счет российского финансирования. Мы сами будет определять свои стандарты.

У нас, кстати, есть воскресная школа при посольстве Латвии в России. Если российские дипломаты хотят открыть школу при своем посольстве - то пожалуйста. Посольство - это территория России, но на территории Латвии мы должны придерживаться единой политики образования, и эту политику будет определять Латвия. Этот вопрос надо ставить жестко, это вопрос суверенитета.

- Раз уж зашел разговор школах: зачем нужно было вносить в коалиционный договор идею о переводе русских школ на латышский язык обучения к 2018 году? Понятно ведь, что будет негативная реакция со стороны русскоязычных жителей. Зачем нужно было затрагивать этот острый вопрос?

- В договоре записано, что «принимается к сведению позиция национального объединения», и будет прорабатываться вопрос, возможен ли переход с 2018 года на обучение на латышском языке.

Тут возникает ряд вопросов - мы, например, хотели бы знать позицию Министерства образования на этот счет, важен также вопрос финансирования. Только потом можно будет что-то решать. Так что я бы хотел более четкого понимания, возможно ли это в принципе.

Партии у нас разные, политики тоже разные, но я бы не хотел конфронтации в обществе, этот вопрос надо обсуждать очень осторожно.