ЕГЭ: первый год штатного режима

На модерации Отложенный

После бурных дискуссий в ректорском, педагогическом и молодежном сообществах, итоги первого лета с единым госэкзаменом были подведены на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ.

Докладывали министр Андрей Фурсенко и «вторые лица» — директор Департамента государственной политики в образовании Игоря Реморенко и руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. Как и следовало ожидать, признав, что «имеются и недостатки», высокое собрание признало «первый год ЕГЭ в штатном режиме» удачным, сам госэкзамен – «реальным индикатором» образованности российского общества, и утвердило некоторые улучшения достигнутого.

Исходные данные таковы. В мае-июне 2009 года по всей РФ сдавали ЕГЭ 995 тыс. 773 выпускника средних школ, и в июле – еще 136 тыс. 606 юношей и девушек. В досрочном порядке, в апреле, ЕГЭ сдали около тысячи человек по особым обстоятельствам – например, выпускники вечерних школ, уходящие в армию.

Из тех, кто сдавал ЕГЭ, выпускники 2009 года составили ровно 90%. Кто же остальные? 5,7% составили выпускники техникумов и ПТУ, еще 4,1% — выпускники школ прошлых лет, и, наконец, 0,2% — мелкие социальные группы, включая только что демобилизованных из армии юношей и иностранных граждан в РФ (по малочисленности их решили объединить). Среди абитуриентов вузов эта пропорция была иной. Школьных выпускников 2009 года – лишь 48,7%, выпускников прошлых лет – 30,9%, техникумовцев – 16,2%, и всех остальных – 4,3%.

В обязательном порядке сдавали математику и русский язык. Из остальных предметов, по которым ЕГЭ сдают добровольно, половина выпускников в мае-июне выбрала обществознание. Физику сдавали свыше 205 тыс. выпускников, историю – более 185 тыс., биологию – почти 157 тыс. человек. По иностранным языкам, среди которых – английский, французский, немецкий и, впервые в этом году, испанский, — ЕГЭ сдавали почти 84 тыс. юношей и девушек. По химии ЕГЭ рискнули сдавать более 74 тыс. человек, еще 69 тыс. с лишним держали экзамен по «информационно-коммуникационным технологиям», почти 51 тыс. удостоили своим вниманием литературу, и почти 34 тыс. – географию.

У тех, кто сдавал ЕГЭ в июле, пропорция немного иная: на первом месте – также обществознание, на втором – физика, за которой следует биология. ЕГЭ по литературе в июле сдавали 13 тыс. человек, а по иностранным языкам – менее 8 тыс. Что сие значит, пока не расшифровывалось.

По результатам ЕГЭ в мае-июне было подано 53 тыс. 005 апелляций, что составило 1,6% от общего числа всех сданных экзаменов, из них 12 тыс. 075 апелляций удовлетворено. В июле число недовольных не превысило 1%.

Не смогли сдать ЕГЭ и не получили аттестата 28 тыс. 863 человека, что составляет менее 3% выпускников. К этому, правда, было сделано дополнение о катастрофическом положении вечерней школы, где все результаты несопоставимо хуже. Представитель Ростовской области рассказала, что у них в донском регионе дела идут неплохо, в обычных школах неудачников оказалось всего 1,3%, — но в вечерних школах – свыше 25%. Неприятный курьез случился в вечерней школе города Батайска, где директор совершила подлог и отправила сдавать ЕГЭ молодых учителей. Которые тоже сдали плохо, едва вытянув минимум. Как заметил на заседании знаменитый педагог Александр Адамский, «вечерняя школа в России совершенно не выполняет ту функцию социального лифта, ради которой она создана».

Что с поступлением? На первый курс в высшие учебные заведения принято более 527 тыс. человек. Конкурс был очень большой: на бюджетное обучение – 16 человек на место. Но здесь надо учитывать, что по новым правилам один человек мог подавать в несколько вузов одновременно – не вполне понятно, в какой момент зафиксирован конкурс. На платное же обучение конкурс едва-едва превысил одного человека на место, что дало основания говорить о предстоящем упадке внебюджетного образования.

Больше всего зачислено первокурсников на бюджетные места в сфере «экономики и управления»: 33 тыс. 076 человек, конкурс более 23 человек на место, средний балл по ЕГЭ по математике – 67. Традиционно высокий конкурс в культуре и искусстве: более 20 человек на место, набор небольшой – всего 3 тыс. 850 человек, средний балл по русскому языку — 64. На физико-математические науки зачислено 14 тыс. 337 человек, а конкурс – те самые 16 человек на место, средний балл по математике – 59.

На инженерные специальности «металлургия, машиностроение и металлообработка» принято 17 тыс. 216 человек, конкурс – восемь с половиной человек на место, средний балл —52. Несколько иная картина в сфере образования и педагогики. Зачислен 47 тыс. 451 первокурсник, а конкурс был три с половиной человека на место (тоже не так уж плохо, а средний балл по ЕГЭ — 53).



Вообще-то, с такими конкурсами руководителям нашего образовании грех жаловаться на что-либо. Но, судя по тому, что жалобы-таки прозвучали, и собравшихся даже предупреждали о предстоящем закрытии ряда вузов из-за демографического спада, — по всей видимости, это не тот «конкурс», к коему мы привыкли, а это «конкурс» с учетом нескольких заявлений от одного человека. И тогда уже картина получается несравнимо бледнее.

В любом случае, основная тяжесть конкурса (мала она или велика) легла на тех, кто поступал именно по результатам ЕГЭ. А у нас, как и в прошлые годы, существует несколько разных категорий абитуры. В вузах, подведомственных Минобразования РФ (подавляющее большинство вузов страны), доля принятых по результатам ЕГЭ составила 62%. Кто же остальные?

Вот здесь-то и выясняется любопытная вещь. Если верить Минобразования, то публика зря «грешила» на пресловутых «льготников и олимпиадников». Всех льготников – с инвалидами, сиротами и проч. – среди первокурсников лишь 3%, а победителей и призеров олимпиад – 5,7%. Остальные же 29% — это «целевой набор», хорошо знакомый нам по советским временам, он никуда не делся.

Вообще, в разных вузах – свои законы. Больше всего «целевиков», естественно, в вузах МВД – свыше 40% составили те, кто пришел в милицию рядовым и послужил несколько лет. С другой стороны, в таком элитарном вузе, как Высшая школа экономики (которая, кстати, тоже учитывается отдельно от Минобразования и вообще отдельно от ведомств), «целевиков» – всего 1,2%, олимпиадников же – 48,5%, это относительное большинство первокурсников. Традиционно много олимпиадников и в МГУ.

Но если один из «болевых вопросов» — о «нашествии липовых инвалидов» — вроде бы как-то замяли, то другой публичный глас – «о джигитах-стобалльниках» — толком и не обсуждался. Любовь Глебова сообщила, что нарушений, естественно, было немало, но и «наказаний более чем достаточно», и чуть-чуть рассказала о проверке в Воронежской области. Если бы среди журналистов нашелся матерый националист, он бы тут же возопил: «Опять, как пороть, так в Воронеже! А в Дагестане кто-нибудь проводил проверку?» Но националистов не было, и все обошлось политкорректно.

Еще выступил заместитель директора Федерального института педагогических измерений Сергей Станченко, который рассказал, что его сотрудники провели тестирование в семи вузах в трех субъектах РФ: Москве, Татарстане и Воронежской области. Всего было протестировано более двух тысяч первокурсников, представляющих восемь регионов.

Результаты тестирования в среднем оказались ниже результатов ЕГЭ у этих молодых людей, где-то на 10-15% или баллов. Но, как отметил ученый педагог, такое расхождение вполне естественно: при тестировании первокурсники уже не боролись за места в вузе, и у них не было такой сильной мотивации, к тому же многие из них хорошо отдохнули и не успели войти в форму. Так что, в целом «несоответствия между уровнем знаний первокурсников и их результатами по ЕГЭ нет».

На следующий учебный год (а предположительно и на дальнейшее) Минобразования планирует внести следующие коррективы в процедуру поступления. Сократить целевой набор до 20% — при этом, если где-то «целевиков» будет не хватать (называлась оборонная промышленность), правительство может его и увеличить. Этапов или «волн поступления» будет всего два (две): с 30 июля по 5 августа и с 5 по 10 августа. Но вот, идея ректора МГУ и ряда других, насчет того, чтобы освободить весь август для отдыха, пока, видимо, не реализуется. Кроме того, вузу предоставят право назначать для себя минимальный уровень баллов по ЕГЭ по всем предметам, а не по одному, как сейчас.

В воздухе повис последний вопрос: о том, чтобы ограничить для абитуриента число вузов, в которые он может подать заявление за один раз. Как отметил Фурсенко, при обсуждении этот вопрос оказался далеко не таким очевидным, и многие ректоры изменили свое мнение. В среднем, один абитуриент подавал заявления в 2,86 вуза и на 3,6 факультета или направления внутри одного вуза. Так что, по мнению министра, огород городить тут не из-за чего. С другой стороны, многие высказали опасения, что, если назначить предельную «квоту» вузов и факультетов, у абитуриента возникнет соблазн «выбрать всю квоту» целиком, и документооборот только увеличится.

Когда этот вопрос, наконец, решат, выйдет соответствующий приказ министра, который все меры закрепит. Обещают – до нового года, скорее всего, в течение октября. А в остальном, — что называется, так держать, жить нам теперь с ЕГЭ.