Виртуальная история виртуальной империи

На модерации Отложенный

К созданию первой в истории человечества виртуальной телевизионной империи в России приступили задолго до экономического кризиса. Для того чтобы не объяснять гражданам, почему выбрасываются на ветер миллиарды сверхдоходов, почему растут как грибы фешенебельные особняки хозяев жизни на Рублевке, а огромная страна за пределами Садового кольца остается нищей, почему годы перемен нужно считать потерянными, а годы нефтяного везения — временем, когда страна поднимается с колен, необходим был привлекательный образ. И этот образ всегда побеждающей страны Владимира Путина был успешно создан - на телевизионном экране. Каждый, кто хоть раз за последние годы видел программу Время или другие политические программы российского телевидения, не может не заметить, как эта виртуальная империя похожа на другой знаменитый телевизионный образ — образ Советского Союза. Но сила СССР была в реальном существовании огромной авторитарной машины, с ее ежечасным давлением на личность, с раз и навсегда установленными правилами жестокой игры. Современная Россия на свою предшественницу не похожа. Но ее руководству это отсутствие сходства, видимо, не дает покоя.

У Советского Союза была особая история - раз и навсегда написанная в школьных и университетских учебниках, не менявшаяся с 1930-х годов. Автором этой исторической концепции был лично Иосиф Виссарионович Сталин, написавший Краткий курс истории ВКП(б). Никакого отношения к тому, что происходило со страной и большевистской партией на самом деле, этот Краткий курс не имел, но даже после развенчания культа личности мы жили по его канонам. Разве что партийные историки указали, что в деятельности Иосифа Виссарионовича имелась - наряду с положительной - и отрицательная сторона, кто бы мог подумать!

Попытки переосмыслить происшедшее начались только с началом перестройки. И до определенного момента казались естественным стремлением общества расстаться со стереотипами - даже ценой ошибок, споров, отказа от прописных истин. Но нынешнюю власть это устроить никак не может: ведь страна, имеющая альтернативное прошлое, рано или поздно захочет иметь альтернативное настоящее.

Поэтому решение создать президентскую комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России - вполне логичный этап развития виртуальной империи. Настоящее уже смоделировано так, как надо, осталось смоделировать прошлое. И совершенно логично, что в новой комиссии практически нет историков.

Зато в нее вошел депутат Константин Затулин, предлагавший создать трибунал для пытающихся искажать исторические факты и жестко реагировать на попытки соседних стран - фальсификаторов. Вошел целый отряд чиновников, вряд ли когда-либо слышавших, что история - непростая наука, требующая блестящего образования, аналитического склада ума, умения работать с источниками. И еще она не терпит конъюнктуры, столь милой сердцу каждого настоящего постсоветского номенклатурщика. Не сомневаюсь, что все эти отмеченные президентским доверием чиновники начнут рыть землю, защищая родную историю от супостатов…

Можно было бы иронически улыбнуться, понимая, что президентский указ - скорее, свидетельство удивительного нежелания российской власти считаться с реальностью, которая в наши дни все равно не позволит иметь только одну, отмеченную выше трактовку происходившего. Сталин умер, Суслов тоже - и это даже Медведеву не под силу изменить.

Но только негодование российской номенклатуры, приведшее в конце концов к появлению президентского указа, стало нарастать после демонстрации на телеканале НТВ блестящего документального фильма Пивоварова \"Битва за Ржев\". Это кино, получившее признание коллег и собравшее огромную зрительскую аудиторию, рассказывает обычную солдатскую правду о войне, всегда раздражавшую партийных генералов. И вдруг оказалось, что нынешние реагируют точно так же! Что фильм российского журналиста, отдавшего дань сотням тысяч погибших ребят, бывших для автора Краткого курса и его маршалов всего лишь пушечным мясом, вызывает бешенство и призывы скорее принять законы, которые исключат появление таких фильмов!

Что ж, все это уже было, было. Писателей-фронтовиков, потерявших здоровье в окопах, вызывали в партком сытые ублюдки, отсиживавшиеся в тылу, и рассказывали им, какой на самом деле была та война. Но ведь помимо политруков в России жили и простые люди, воевавшие или слышавшие о войне от своих отцов и дедов. На самом деле историю - тем более недавнюю - нельзя скрыть, потому что это обычная жизнь обычных людей, а не директива случайной комиссии. Конечно, правда противоречит интересам той России, которую пытаются построить ее нынешние властители. Но ведь настоящей России, воевавшей, страдавшей, выхаркивавшей с кровью легкие в госпиталях, сидевшей в лагерях, загибавшейся на стройках и в результате обслуживающей самодовольное ворье, только правда и нужна…