Государство освобождается от лишних предприятий

На модерации Отложенный

Президент РФ Дмитрий Медведев объявил в пятницу, что подписал указ о сокращении числа стратегических предприятий в пять раз.

Это все делается в рамках той политики, которая проводится сейчас государством. Предполагалось, что предприятий будет оставаться меньше как по мере уменьшения потребности в вооружениях, так и по мере сокращения финансовых ресурсов у государства. К тому же, часть этих предприятий уже прекратили выпускать продукцию, которая является стратегической, но тем не менее они продолжают числиться стратегическими и, соответственно, не могут быть приватизированы, хотя инвесторов они найти могли бы. Поэтому здесь все логично.

Не факт, что абсолютно все предприятия, меняющие свой статус, будут выставляться на продажу. Очень может быть, что часть из них будут акционированы для того, чтобы быть включенными в соответствующие государственные корпорации (пока еще статус корпораций не изменен). А пока их статус ФГУПа мешает их возможному акционированию и вхождению, например, в «Объединенную авиастроительную» или «Объединенную судостроительную корпорацию». А они там нужны, с точки зрения обеспечения единой производственной цепочки.

Дальше все будет зависеть от того, в каком положении будут находиться эти предприятия после их возможного акционирования. Сам этот процесс небыстрый. Наверняка, на переходном этапе собственником почти всех этих предприятий останется государство. Предприятия сначала будут преобразованы в иной статус и из ФГУПа станут открытыми акционерными обществами со 100%-ным участием государства. После чего уже будет принят план реализации, и предприятие выставят на продажу. Это один из вариантов того, как это будет происходить.

Учитывая то, что эти предприятия будут переведены в иной статус только сейчас, можно сказать, что это будут одни из лучших оставшихся предприятий. Потому что, по сути, те предприятия, которые были слишком плохи, – они уже были выведены из числа стратегических довольно давно. То есть, все те предприятия, где что-то уже было утеряно, где уже ничего не производят, либо продукция не востребована, они сменили свой статус еще в начале 2000-х, в 90-е годы.

Тут еще нужно учитывать, что, как только вы продаете предприятие новому владельцу, с него снимается всякая обязанность поддерживать то производство, что было. То есть, предположим, что предприятие выпускало пушки и снаряды, а новый собственник начинает делать на нем игрушки, убирает все станки, из сотрудников кто-то остается, кто-то уходит. И в случае какой-то надобности вы уже не сможете заставить это предприятие производить пушки и снаряды, у вас просто не будет для этого рычагов.

Если в советские времена был так называемый мобилизационный план, по которому даже спичечная фабрика должна была производить патроны, то сейчас этого уже нет. Поэтому сейчас остается только смотреть, какие именно предприятия будут исключать, и делать из этого определенные выводы.

Я думаю, что в число 41 предприятия, которые сохранят статус стратегических, войдут ведущие. Прежде всего, это касается предприятий, производящих боеприпасы и ядерное оружие. Понятно, что производители ядерного оружия находятся в составе «Росатома», просто их статус не будет меняться. «Росатом» – это госкорпорация, но в его структуре, в подразделениях уже присутствует частный капитал.

А в состав подразделений «Росатома» уже входят предприятия, которые являются в большинстве своем ФГУПами. Их как раз трогать не будут.

Возможно, в числе стратегических останется какая-то часть предприятий ракетно-космической отрасли. Хотя здесь нужно будет внимательно смотреть, т.к. «Роскосмос» сейчас хочет создать внутри себя холдинги, то есть в каком-то смысле стать неким подобием госкорпорации. Внутри него будут развиваться некоторые ведущие направления – пилотируемая космонавтика, межпланетная космонавтика, орбитальный вывоз грузов и т.д. Поэтому часть космических предприятий останутся ФГУПами.

Предприятиями, которые изменят свой статус, вероятнее всего, заинтересуются инвесторы и будут рассматривать их как хороший вариант для вложения своих средств, потому что у этих предприятий очень хороший бэкграунд и у них в большинстве своем остались и персонал, и оборудование. Так что это будут далеко не самые худшие приобретения.

Теоретически, изменение статуса этих предприятий должно отразиться на них хорошо, потому что они смогут сравняться по ряду возможностей с прочими участниками рынка. Для них теперь станут гораздо доступнее процедуры получения кредитов, сдачи в залог имущества и т.д. То есть, все это раньше они делать либо не могли вовсе, либо для этого им нужно было учесть 150 000 согласований. Сейчас все это будет проще. Они смогут выпускать какие-то финансовые инструменты, облигации, акции, векселя. То есть, теоретически, это должно быть удобно.

В свою очередь для экономики это должно быть подспорье, потому что государство снимет с себя часть ответственности за эти предприятия, причем не только моральной, но и финансовой, так как за них теперь будут отвечать новые собственники. И это нисколько не нарушит обороноспособность страны. И кроме того, от продажи акций этих компаний государство сможет получить средства в бюджет.

В принципе, чтобы тянуть много предприятий, у государства уже нет финансовых ресурсов. И это уже неоднократно заявлялось на высшем уровне. Заказов в таком количестве государство уже не может обеспечить. Кроме того, у нас сейчас меняется военная доктрина, и тех войн, о которых говорилось ранее, уже не будет. Мы уже не будем от Черного до Белого моря наступать единым маршем, фронтом протяженностью несколько тысяч километров. С учетом угрозы применения ядерного оружия, с учетом изменения самой геополитической обстановки в мире, те оборонные мощности, что есть сейчас, уже не под силу содержать, и они в большинстве случаев не нужны, потому что изменилась сама картина мира. Сейчас гораздо опаснее террористы, а на них танковую армию использовать слишком затратно.

Войны в настоящее время уже переходят в информационный статус. Сейчас очень распространено понятие «кибервойна». И, кстати говоря, в связи с этим в статусе стратегических могут оставить предприятия, занимающиеся той же радиоэлектроникой. Кроме того, даже в реальных боевых действиях солдат сейчас оснащен компьютером, и сегодня вам уже не нужно его убивать – достаточно просто вывести из строя его связь и коммуникации, и он уже не будет знать, куда бежать и за что хвататься, а вы в это время будете спокойно решать свои боевые задачи.