Медведев поручил выяснить, нужны ли госкорпорации

На модерации Отложенный

Президент России поручил проверить, насколько эффективно тратятся деньги в госкорпорациях. Эта особая форма собственности стала популярна в докризисной России - считалось, что с ее помощью удастся решать задачи по модернизации. Однако в период кризиса финансирование компаний сократилось. Эксперты уверены - в такой форме нет ничего особенно эффективного, но простая ее смена ни к чему не приведет. Нужны глобальные изменения в экономике.

Президент России Дмитрий Медведев дал поручение генеральному прокурору Юрию Чайке и начальнику Контрольного управления Константину Чуйченко произвести комплексную проверку российских государственных корпораций. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу главы государства.

По словам агентства, проверяющие изучат эффективность и степень целевого использования средств компаний, а также соответствие их деятельности озвученным целям.

«По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация», - цитирует агентство слова президентской пресс-службы.

Государственная корпорация (ГК) - особая организационно-правовая форма, применяемая в России для компаний с преобладающим государственным участием. ГК имеют право не раскрывать свою финансовую информацию, их не может проверять Счетная палата. Контроль за деятельностью этих компаний осуществляется правительством на основании годового отчета.

Пионером стало Агентство по страхованию вкладов, созданное в России в 2003 году для защиты граждан, размещающих деньги в банках. 2007 год стал «годом госкорпораций» - появились компании «Роснанотехнологии» и «Ростехнологии», которые должны были развивать высокотехнологичное производство в стране; в качестве ГК был оформлен Внешэкономбанк (ВЭБ), в задачи которого входит помощь российским экспортерам, взыскание кредиторской задолженности стран бывшего СССР и так далее.

Также статус госкорпораций получили Росатом, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также Олимпстрой, который должен построить сооружения и инфраструктуру для Олимпиады в Сочи. В этом качестве оформились Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и судостроительная корпорация (ОСК).

Последней российской госкорпорацией стали «Российские автомобильные дороги» - эта компания получила такой статус в июле 2009 года.

В докризисном 2007 году о том, что госкорпорации станут основой новой российской экономики, говорили российские чиновники различного уровня. Один из идеологов системы ГК глава Ростехнологий Сергей Чемезов заявлял, что именно такие «монстры» смогут решить задачу инновационного развития России. Он считал, что они будут эффективнее прямого распределения средств из бюджета, но при этом не будут зависимы от рыночной конъюнктуры.

Однако кризис внес свои коррективы в эти грандиозные планы. В мае 2009 года Чемезов в интервью «Ведомостям» признавался, что до кризиса Ростехнологии не планировали брать деньги из бюджета, теперь же приходится просить у государства миллиарды рублей.

Напомним, что ранее статус Чемезова был таков, что он считался одним из главных экономических чиновников страны. Однако в четверг Дмитрий Медведев исключил его из президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики.

В новых экономических условиях государство вынуждено пересматривать свои обязательства перед ГК. Так, Фонд модернизации ЖКХ недополучит 65 млрд рублей в свой уставный фонд. Сократятся выплаты Роснано и Олимпстрою - общая сумма недоплаченного составит, по мнению экспертов, порядка 160,5 млрд рублей.

«Нельзя сказать, что госкорпорации были суперэффективны», - рассказал ВЗГЛЯДу заместитель начальника аналитического управления ИК «Арбат-Капитал» Алексей Павлов. «Новая организационная форма не дала никаких преимуществ, сохранив те же недостатки, что и у других государственных структур», - считает эксперт.

По его мнению, причина проверки - желание четче контролировать финансовые потоки в компаниях. «В условиях бюджетного дефицита стремление жестче контролировать расходы бюджета и даже изымать лишние деньги понятно», - отмечает Павлов.

Говоря о будущем госкорпораций, эксперт уверен - отказ от такой системы ничего не изменит. «Для повышения эффективности нужны более глобальные изменения», - считает Павлов.