Беларусь: как достается валюта от экспорта сельхозпродукции?

Александр Лукашенко в ходе недавней рабочей поездки по Минской области поставил перед главой Минсельхозпрода Михаилом Русым задачу достичь 12 - 13% рентабельности продаж в сельском хозяйстве. Поможет ли это Беларуси «протиснуться» на мировой рынок сельхозпродукции и когда окупятся вложенные в белорусское село средства, выясняем вместе с экономистом Леонидом Злотниковым.

- Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию с доходами белорусского сельского хозяйства?

- Сейчас значительную часть сельхозпродукции мы продаем за рубеж, в основном в Россию. И ставится задача продать еще больше. Белорусское государство дотирует производство этой продукции. Во многих хозяйствах убыточным является производство говядины, частично убыточным - свинины и так далее. А потом эту говядину, свинину, масло, сыры мы везем в Россию. Себестоимость производства ряда этих продуктов, прежде всего продукции животноводства, в Беларуси выше, а в России она продается по цене ниже себестоимости. Так что часть продукции мы продаем себе в убыток и дотируем российского потребителя.

- С другой стороны, государству очень нужна валюта, и президент считает, что ее можно заработать на продаже продовольствия...

- Вот для этого в сельское хозяйство и вкладываются огромные средства, обновляется и закупается техника, завозятся западные технологии, семена, породы скота. Беларусь очень много вкладывает в сельское хозяйство. Если обычно в минувшие годы инвестиции в сельское хозяйство составляли 4 - 6% от всего объема инвестиций, то сегодня - 16 - 18%. И это не считая средств на агрогородки.

А продажи идут ниже себестоимости. Президент ставит стратегическую задачу развития агропромышленного комплекса (производство и переработка продукции, пищевая промышленность, сельское хозяйство), чтобы зарабатывать на этом деньги, а в итоге - торговля себе в убыток. Эта стратегия - зарабатывать за счет сельского хозяйства и пищевой промышленности - становится бессмысленной.

- Какова рентабельность сельского хозяйства сейчас?

- Что касается статистических данных, то в этом году из-за высокой инфляции очень трудно понять, что происходит. А несколько лет назад рентабельность сельского хозяйства составляла всего 5 - 7%. В условиях сегодняшней инфляции рентабельность может быть и 30%, но это с учетом государственных дотаций: и горючее ниже себестоимости, и минеральные удобрения, и известкование почв за счет бюджета. Субсидии сельскому хозяйству доходили до 5% ВВП. В нынешнем году эта цифра, возможно, составит 3 - 4%, но все равно это внушительная сумма.

Есть такое понятие «критическая рентабельность» - это когда рентабельность рассчитывается без влияния инфляции. И этот показатель у нас практически всегда минусовый, то есть отрасль убыточна. Импорт ресурсов и в сельском хозяйстве, и в пищевой промышленности, может, и окупается, а добавленной стоимости нет. Или, может, она есть, но очень низкая, а по ряду продуктов, которые мы продаем, например животное масло, рентабельность отрицательная.

- Чем это объясняется?

- На килограмм масла нужно 23 килограмма молока, и если посчитать по закупочной цене этого молока, приплюсовать сюда 40 - 50% добавки пищевой промышленности, транспорта, сети сбыта, то получается, что при продаже масла мы имеем убыток. А у нас процентов пятьдесят молока перерабатывается в масло и сыры, сухое молоко, которое продается за валюту. Больше половины произведенного в стране молока потребляют не белорусы. Получается: чтобы заработать валюту на такой продукции, нужно тратить валюту на импорт энергии, которая используется для производства химикатов, техники. Чтобы произвести килограмм масла на 5 долларов, мы затрачиваем 4,5 - 5,5 доллара импорта. Нам остро нужна валюта. На 1 - 2-е место по продажам вышла пищевая продукция, которой в прошлом году в Россию было продано на 3 миллиарда долларов, но эта торговля убыточна.

К тому же Беларусь пытается протиснуться на мировой рынок продовольствия, где европейцы, например, субсидируют своего фермера, свою пищевую промышленность, и главное, они предоставляют экспортные субсидии, то есть платят фермерам за то, что те вывозят и продают свою продукцию. Например, экспортируют тонну масла и получают за это три тысячи долларов субсидии.

На мировом рынке субсидированное продовольствие продается по более низким ценам. Хотя надо было бы, чтобы оно стоило немного больше, чтобы окупить затраты страны. Богатые страны могут себе это позволить. И вот небогатая Беларусь - туда же. Нам рано выходить на этот рынок.

- При каких условиях белорусское сельское хозяйство может стать самоокупаемым?

- Чтобы сельское хозяйство окупало все затраты, включая расходы на технику, и еще получало воспроизводственную составляющую, то есть зарабатывало инвестиционные деньги, например, для закупки техники без помощи государства (те самые 3 - 4% ВВП), рентабельность сельского хозяйства должна составлять около 40%. Тогда сельское хозяйство сможет прокормить себя и еще что-то давать стране. Но это должна быть не критическая рентабельность, а реальная.

Источник: http://gidepark.ru/community/1530/article/465285

1
730
0