Лившиц назвал беду российской экономики

На модерации Отложенный

Известный финансист, бывший глава министерства финансов РФ Александр Лившиц выступил с предостережением относительно нулевой инфляции, которая, судя по данным официальной статистики, наблюдается в последние два месяца в стране. В своей статье в «Финансовых известиях» он отмечает, что это может стать новой бедой для отечественной экономики. РИА «Новый Регион» приводит публикацию Лившица полностью.

«Судя по статистике, прекратился рост потребительских цен. Знаменательное событие. Ведь власти изо всех сил давят в противоположную сторону. Набивают экономику деньгами. Проводят сугубо инфляционную политику. И тут такое... Значит, кризис ломится навстречу. Тянет цены вниз. Чудо, да? Нет, беда, - констатирует Александр Лившиц. - Называется дефляцией. Дошла до потребительского рынка. Суть известна по старым учебникам: относительное перепроизводство, падение цен, банкротство, безработица. Иными словами, кризисная классика. Как в XIX веке или во времена Великой депрессии».

«Нас успокаивают. - продолжает финансист. - Мол, ничего страшного не происходит. Обычное сезонное явление. Когда на прилавки вываливается новый урожай, согласен. Но лишь при одном условии: если экономика производит только картошку, морковку и белокочанную капусту. На самом деле она выпускает еще кое-что. Например, черные металлы. Здорово подешевели. Впрочем, как и цветные. То же самое можно сказать о стройматериалах. Химической продукции. Добыче угля и железной руды. Обработке древесины и т.д. В четвертом квартале прошлого года индекс промышленных цен упал в два раза. А недвижимость? В Европе по скорости удешевления лидирует Латвия. С абсолютным мировым рекордом - 48% в год. Россия идет на четвертом месте - около 20%. Тоже немало. Подчеркну: за каждым процентом - замораживание строек, отказ от инвестиций, разрушение доходной части бюджета, увольнения трудящихся».

Александр Лившиц отмечает, что дефляция терзает Россию уже около года. Поначалу была мировой. Обрушила цены на нефть, металлы и другие продукты нашего экспорта. Потом зараза проникла во внутреннюю экономику. Там сейчас и свирепствует. Противная штука. Гораздо опаснее инфляции. Засасывает как болото. Возьмем предпринимателя.

Его логика: если все дешевеет, нечего спешить с покупкой сырья, комплектующих и т.п. Разумнее подождать. Пока цены не упадут еще ниже. Так и поступают. Причем все. Последовательно и с упоением разоряя друг друга.

«Что делать? - задается вопросом бывший глава Минфина и сам отвечает. - Стимулировать спрос. Власти, похоже, это понимают. Намерены резко поднять пенсии. Классное решение. Не только людям помогут. Старики деньги за границу не отгоняют. Мало сберегают. Любой доход практически сразу выносят на рынок. А это как раз то, что нужно экономике. На многое способен Центральный банк. Если будет аккуратно опускать ставку процента, граждане и предприятия пойдут за кредитами. Превращая оные в покупки. Велика роль бюджета. Особенно по линии госзаказа. Еще надо отогнать от нашего родимого спроса нежелательных импортеров. Что сейчас можно с ними делать? Все».

«Иными словами, диагноз ясен, - констатирует Лившиц. - Как и лекарства. Осталось подобрать дозы. Если они будут лошадиными, дефляцию одолеем быстро. Но так же стремительно разгоним инфляцию. Высокие начальники осторожничают. Хотят растянуть лечение на два-три года. На чем настаивает такой авторитетный доктор, как профессор Кудрин. Что ж... Прав тот, у кого больше прав. И, кстати, ответственности тоже».

«Инфляцией нас не запугаешь. Десятилетия с ней мучаемся. С дефляцией знакомы меньше. А за границей - больше. За последние 100 лет такие страны, как Англия и Германия, пережили по восемь устойчивых падений цен. После чего, разумеется, следовал их рост. И ничего. Живут припеваючи. Известна недавняя рекордная по продолжительности японская дефляция. Там пришлось снизить ставку до 0,1% годовых. То есть раздавали деньги фактически бесплатно. Только берите. Тратьте. Превращайте в спрос.

В России, однако, ситуация уникальная. На потребительском рынке продолжается инфляция. В остальной экономике продолжается дефляция. Везде эти два несчастья идут друг за другом. И только у нас - вместе. Мировые аналоги мне неизвестны. Получается какая-то русфляция. Умом понять ее можно. Аршином общим измерить нельзя. Остается верить. В мудрость тех, кто стоит у руля», - заключает финансист.