Грузия: фига в кармане

На модерации Отложенный

Минувший саммит «Большой двадцатки» в Питтсбурге (США) был достаточно «урожайным» на громкие политические заявления.

Наиболее обсуждаемыми темами стали принятие проекта резолюции ООН по иранской ядерной программе, комментарии лидеров России и США по поводу отказа заокеанских партнеров от размещения 3-го позиционного района ПРО в Восточной Европе. На центральных телеканалах как-то вскользь и в довольно сжатой форме было упомянуто о выступлении Михаила Саакашвили, в ходе которого грузинский президент заявил о намерениях предпринять все меры по восстановлению «территориальной целостности » страны путем присоединения Абхазии и Южной Осетии. Комментарии большинства российских экспертов сводились к тому, что указанные заявления грузинского лидера в основном носили популистский характер, и воспринимать их всерьез не стоит. Другого мнения придерживается собеседник «Росбалта» – политолог Александр Савкин, полагающий, что не стоит слишком пренебрежительно относиться к информации о наличии у грузинской стороны эпидемиологического оружия.

– Александр, вы считаете повторение военных действий на Кавказе возможным?

– Несмотря на то, что ситуация в приграничных районах Грузии и остается напряженной, силовой вариант захвата Южной Осетии и Абхазии по сценарию 2008 года сегодня вряд ли реален. Сейчас в рамках двусторонних договоренностей в сфере военного сотрудничества между Россией и вновь образованными республиками проводится серьезная работа по повышению их обороноспособности. На границах Южной Осетии и Абхазии с Грузией создаются укрепрайоны, охрану границ обеспечивают более 1 тыс. военнослужащих погранвойск РФ, располагающих необходимыми средствами для возможного отражения повторной агрессии. Таким образом, нового «блицкрига» со стороны действующего руководства Грузии, с учетом этих обстоятельств и понесенных грузинской стороной потерь в живой силе и технике, опасаться не следует.

– Но ситуация от этого не становится менее напряженной?

– Да, но серьезную тревогу международных экспертов вызывают другие обстоятельства, которые могут способствовать дальнейшей эскалации напряженности на Кавказе, вывести существующий конфликт за пределы данного региона.

– О каких обстоятельствах идет речь?

– В свое время Тбилиси, стремясь любой ценой войти в НАТО, ратифицировал специальную программу сотрудничества с Министерством обороны США, направленную на активизацию исследований в области создания биологического оружия. Положительное решение Пентагона по данному вопросу помимо политических аспектов было обусловлено наличием на территории Грузии крупной биолаборатории, ранее выполняющей роль координационного центра по предотвращению распространения биологического оружия.

– Можно только порадоваться за страну, имеющую такие биологические центры…

– Если бы не одно «но». В последнее время в иностранную прессу просочились данные о результатах проведенного независимыми грузинскими и иностранными журналистами расследования, свидетельствующего об использовании указанной биолаборатории в противоположных целях – для создания новых образцов биологического оружия. По свидетельству самих ученых, в так называемый «чумной проект», курируемый Фондом гражданских исследований и развития США, уже вовлечены центры по контролю инфекционных заболеваний в Тбилиси и Кутаиси, центр поддержки уменьшения угроз и хранилище высокоопасных биосубстанций на военной базе в окрестностях грузинской столицы.

– Одних журналистских расследований, согласитесь, мало.

– Информацию об использовании грузинских лабораторий в военных целях косвенно подтверждают данные Международного эпизоотического бюро, согласно которым с 2002 года со стороны грузинских партнеров прекратили поступать ежегодные отчеты о деятельности лабораторий по изучению ряда вирусов, попадающих под международную Конвенцию о запрещении биологического и токсического оружия.

Кроме того, дополнительный сигнал был получен непосредственно от самих грузинских ученых – участников проекта, которые были всерьез встревожены возможностью уничтожения лабораторий в ходе авианалетов в период августовских событий прошлого года, что могло бы повлечь распространение возбудителей опасных заболеваний по территории их собственной страны.

В интервью проводившим расследование журналистам они сообщили, что начиная с 2003 года регулярно проходили стажировки на военных объектах в США (поскольку все оснащение научных центров представлено оборудованием американского производства). С их слов, в 2006 году вместе с инструкторами для спецподразделений МВД Грузии из США в страну были доставлены подвиды вирусов, которые никогда раньше не встречались в бывшем Советском Союзе.

Озабоченность ученого сообщества вызвал и тот факт, что разработанные ранее вакцины против привезенных образцов не действуют. Более того, в ходе дальнейших совместных американо-грузинских исследований был создан банк возбудителей остропротекающих и опасных заболеваний.

– Зачем это нужно американцам?

– В свое время администрация Джорджа Буша для оправдания вторжения войск коалиции в Ирак ссылалась на якобы имеющиеся разведданные о наличии в распоряжении Саддама Хуссейна химического оружия. То, что никакого оружия массового поражения в арсенале иракской армии не было, выяснилось гораздо позднее, когда «дело было сделано». Территория Грузии недалека от Ирана, политическое руководство страны более чем лояльно американским «хозяевам», поддерживает связи с лидерами международных криминальных и террористических организаций, поэтому доставить образцы биологического оружия на территорию Ирана не составляет особого труда. В случае успеха Вашингтон выступит за ужесточение международных санкций против «неудобного» Тегерана, обвинив его в причастности к производству и испытаниям веществ, попадающих под международную Конвенцию о запрещении биологического и токсического оружия, в дальнейшем получит моральное право на силовое решение «иранской проблемы».

– Но, в первую очередь, подобные разработки несут опасность для самой Грузии и ее соседей.

– Вот именно, например, азербайджанские эксперты всерьез обеспокоены появившимися сообщениями о наличии в соседней Грузии лабораторий с опасными образцами биоэлементов. Некоторые из них полагают, что для прояснения ситуации необходимо направить официальные запросы в Госдепартамент США либо призвать страны «Большой восьмерки» организовать международное инспектирование находящихся на территории Грузии объектов, которые могут использоваться для создания биологического оружия.

– Возможно ли использование режимом Саакашвили имеющихся смертельно опасных биообразцов против РФ и отделившихся республик – Осетии и Абхазии?

– После проигранной пятидневной войны грузинское руководство должно более трезво оценивать роль Вашингтона в регионе, который не смог предоставить реальной помощи своему ближайшему союзнику на Кавказе. Тем не менее всем известны психологические особенности грузинского президента, его склонность к необдуманным действиям. Если радикально настроенная к России администрация Джорджа Буша в августе 2008 года не смогла удержать Саакашвили от проведения силовой операции, то вряд ли новому руководству США во главе с Бараком Обамой удастся полностью управлять ситуацией в сфере грузино-российских отношений.

В любом случае информация о возможном размещении эпиодемиологического оружия в зоне временно «замороженного конфликта», фактически на линии разделения сторон, где часто случаются вооруженные провокации, вызывает тревогу. Последствия, которые могут наступить в случае преднамеренного либо случайного распространения носителей смертельных заболеваний, будут катастрофическими. В зоне заражения окажутся не только государства Кавказа, но и часть Турции, являющейся активным членом НАТО. Поэтому мировое сообщество должно отреагировать на появившиеся данные расследования, принять все меры для их проверки.