Насколько глубоко затянул нас кризис?

На модерации Отложенный Процесс избавления экономики от неэффективных компаний и собственников входит в активную фазу. Процедура неприятная, но необходимая.

«В марте станет ясно», – эту фразу я много раз слышал от представителей бизнеса в последние месяцы. И, пожалуй, согласен: весна во многом определит, насколько глубоко затянул нас экономический кризис. Я по природе оптимист, да еще и патриот, то есть считаю, что Россия достойна гораздо большего, чем имеет сейчас, да и имела на пике потребительско-инвестиционного бума. А имела она, будем честны, слишком много неприятного: огромную зависимость от продаж сырья, гигантский импорт, слабую конкурентоспособность товаров, низкую производительность труда и ущербное государственное управление. Букетик еще тот.

Конечно, в марте, да и вообще в 2009 году не произойдет волшебного возврата к ситуации годичной давности. Спрос на товары и услуги не восстановится. Компании просто поймут, способны ли они существовать в новых экономических реалиях, или даже меры, принятые осенью – зимой, недостаточны. Поэтому весной жду увеличения количества новостей о закрытии/переформатировании тех или иных бизнесов.

Очевидно, что в условиях сжатия спроса остающиеся деньги получат лучшие поставщики по соотношению цена/качество. Переплачивать уже никто не склонен, даже нефтяники. Поэтому игра разворачивается жестокая, но справедливая. По сути, только сейчас в России начинается настоящая конкуренция. То, что было раньше, я бы назвал «блатным капитализмом». Заказы получал не лучший, а приближенный. Естественно, услуги оказывались некачественные и дорогие.

Терпеть такое заказчики могут во время нефтяного дождя, но вряд ли ситуация продолжает устраивать их сейчас. По этой же причине, думаю, будет уменьшаться практика откатов.

Бизнес очень долго отказывался уяснить, что берущий откаты – это вор, сидящий в компании. Он получает не только зарплату, но и «административную ренту» за осознанное принятие неэффективных решений. Во время кризиса это вопрос безопасности всего бизнеса.

Отдельная тема – эффективность собственника. Практика показывает, что бизнес может быть образцовым, а (парадокс!) собственник, создавший или развивший его, подкачал. В тучные годы такой бизнес приносил слишком много доходов, чтобы хозяин почувствовал эйфорию и неуязвимость, переоценил перспективы роста рынка, набрал слишком много кредитов.

Но капитализм – жесткая штука, и фундаментальные проблемы бизнеса не скроешь за маркетинговой пудрой. Для собственника есть один критерий эффективности – способность платить по счетам. Ну или договариваться с кредиторами, то есть в конечном счете опять же платить по счетам.

И очень любопытно будет посмотреть, как задолжавшие предприниматели будут решать эту свою проблему. Если говорить о крупном бизнесе, то государство вроде как обозначило свою позицию: помогать надо не олигархам, а населению. В среднем бизнесе тем более речь о господдержке идти не может. И это, пожалуй, хорошо. Система имеет шансы на самоочищение. Пусть останутся лучшие.