Грузия готовит реванш?

На модерации Отложенный

Получив широкую политическую, гуманитарную и финансовую поддержку Соединенных Штатов и ряда европейских государств, Грузия напряженно восстанавливает национальные вооруженные силы. Основные усилия Тбилиси сегодня направлены на укрепление своих позиций на международной арене и получение кредитов для развития экономики и восстановления боеспособности армии и флота. При этом решение абхазской и южноосетинской проблемы только военным путем не исключается. В Тбилиси крепнут убеждения, что после августа 2008 г. это единственно возможный путь восстановления территориальной целостности страны.

По большинству пунктов устремления Грузии находят полную поддержку на Западе. Главными целями НАТО и США в Закавказье являются восстанов-ление территориальной целостности Грузии и возврат в ее состав Абхазии и Южной Осетии. Для достижения намеченных целей страны – члены альянса и США осуществляют комплекс согласованных мер военного и экономического характера по оказанию Грузии прямой поддерж-ки в решении поставленных задач. Особая роль при этом отво-дится информационному воздействию, направленному на подрыв стабильности обстановки в Закавказье и в прилегающих к нему регионах, а также мероприятиям по ускоренному восстановле-нию военного потенциала Грузии.

В частности, после сразу после событий августа 2008 г. была осуществлена беспрецедентная по масштабам опера-ция по доставке в Грузию гуманитарной и военной помощи самолетами ВВС США и ряда других государств. Для этих же целей были задействованы военные корабли стран Североатлантическо-го альянса.

В настоящее время, по оценкам экспертов, боеспособность вооруженных сил Грузии полностью восстановлена. Численность национальной армии доведена до 32-33 тыс. чел. Общий мобилизационный ресурс Грузии составляет более 300 тыс. резервистов, в том числе на мобилизационном учете (по некоторым оценкам) – до 150 тыс. чел. Несмотря на сложное социально-экономическое положение Грузии, к 2010 г. планируется дальнейшее увеличение численности национальных вооруженных сил (до 37-40 тыс. чел.).

Сразу после пятидневной войны в акватории военно-морской базы Поти организован подъем затопленных плавсредств. К настоящему времени подняты все ранее подорванные и затопленные российскими войсками боевые катера. Сегодня грузинские соединения и части занимаются плановой оперативной и боевой подготовкой (и воссозданием инфраструктуры военных городков). Командование сухопутных войск Грузии проводит мероприятия по восстановлению системы управления подчиненными силами и средствами.

Особое внимание руководство грузинских вооруженных сил уделяет восстановлению систем контроля воздушного пространства и ПВО страны. Вводятся в строй резервные комплекты радиолокационных станций, организован обмен информацией в рамках объединенной системы противовоздушной обороны НАТО. Осуществляются работы по полному восстановлению аэродромов Тбилиси (Новоалексеевка), Вазиани, Марнеули, Батуми, Копитнари, Сенаки.

Подготовлен перечень стратегических объектов инфраструктуры, требующих надежной защиты от ударов средств воздушного нападения. В него вошли военные аэродромы, морские порты, нефтяные терминалы, узловые железнодорожные станции и тоннели.

Минобороны и МВД Грузии продолжает предпринимать ак-тивные шаги по закупкам вооружения, боеприпасов и военной техники за рубежом. Соединенные Штаты, демонстрируя полную поддержку грузинского руководства, могут в обозримой перспективе заключить с Тбилиси договор о созда-нии военно-политического союза. В рамках его реализации и в ответ на развертывание российских военных контингентов на территории Южной Осетии и Абхазии США могут создать на террито-рии Грузии объединенное оперативное формирование (ООФ) общей численностью свыше пяти тыс. военнослужащих. При этом можно предполагать, что штаб ООФ будет размещен на борту одного из штабных десантных ко-раблей (например, «Маунт-Уитни»), его сухопутный компонент – в Гори, воз-душный – в Вазиани и Марнеули, морской – в Поти и Батуми.

Под предлогом обеспечения защиты трубопроводов на грузинской территории Североатлантический союз может принять решение о развертывании в районе гипотетического кон-фликта группировки сил первоочередного задействования (СПЗ) НАТО. В ее состав будут включены формирования сухопутных войск, ВВС и ВМС общей численностью не менее 25 тыс. военнослужащих.

Руководство стран Североатлантического альянса последовательно проводит курс на оказание Грузии масштабной военной помощи в интересах повышения боевых возможностей национальных вооруженных сил. Это мотивируется необходимостью подготовки Тбилиси к вступлению в НАТО и укрепления стабильности в регионе. В первую очередь предусматривается восстановление военной инфраструктуры Грузии, разрушенной в ходе пятидневной войны. Наряду с этим осуществляются подготовка национальных кадров для грузинских ВС и поставка Грузии вооружений и военной техники. По некоторым оценкам, странами-членами НАТО предусматривается в ближайшее время передать Тбилиси более 100 бронированных боевых машин, до 30 ЗРС (ЗРК), несколько боевых самолетов и до 10 кораблей (боевых катеров).

В ближайшее время основные усилия США и других стран НАТО будут сосредоточены на восстановлении системы боевого управления национальных ВС Грузии, а также на обучении командного состава и подразделений СВ Грузии. Наибольшую активность по оказанию Тбилиси помощи в укреплении национальных ВС Грузии проявляли США, Турция, Болгария и Чехия. Значительные объемы ВВТ поступали и планируются к поступлению в Грузию из Украины и Израиля.

В частности, практически сразу после пятидневной войны Украина возобновила активное военно-техническое сотрудничество с Тбилиси. По некоторым данным, Киев передал грузинской стороне значительную партию ракет для ЗРК «Оса». Прорабатываются вопросы о закупке партии танков Т-72, станций радиотехнической разведки, самолетов Су-17, вертолетов Ми-8 и Ми-24, патрульных катеров, а также крупной партии боеприпасов. Обсуждаются варианты приобретения зенитных ракетных комплексов С-300.

Грузинами ведутся переговоры о возможности приобретения средств ПВО в некоторых восточноевропейских и западноевропейских государствах. Рассматривается вопрос об участии военно-промышленных фирм стран НАТО в расширении возможностей сил морской обороны Грузии по контролю за морской обстановкой и модернизации береговой инфраструктуры.

Таким образом, грузинские власти предпринимают самые активные усилия по восстановлению боеспособности национальных ВС. Цель очевидна – иметь действенный инструмент для военного решения проблемы территориальной целостности Грузии.

Возможный сценарий реванша

Как могут развиваться события, если грузин-ское руководство примет окончательное решение о проведении военной операции с целью возвращения Абхазии и Южной Осетии под свою юрисдикцию?

Надо полагать, что в целях достижения внезапности действий грузинское руководство может пересмотреть (с целью сокращения) комплекс мероприятий по переводу национальных вооруженных сил с мирного на военное положение. В частности, нельзя исключать, что Грузией будет принято решение начать осуществление операций в Южной Осетии и Абхазии без перевода своих войск (сил) на организационно-штатную структуру военного времени и их доукомплектование личным составом, дообеспечением вооружением и военной техникой и пополнения материальными средствами. Иными словами, военные действия будут вестись соединениями и частями постоянной готовности.

По всей видимости, основная идея введения в заблуждение руководства Абхазии и Южной Осетии будет состоять в том, чтобы комплексом соответствующих мероприятий ввести противника в неведение относительно истинных намерений ВС Грузии (замысла действий), направлений ударов, состава ударных группировок и времени перехода в наступление. Поэтому оперативное развертывание ВС Грузии на направлениях главных (других) ударов и начало военных действий может быть осуществлено на фоне проведения плановых мероприятий оперативной и боевой подготовки. Маршруты выдвижения войск и исходные районы для наступления будут подготовлены и обеспечены в инженерном отношении заблаговременно.

По всей видимости, военные действия развернутся одновременно на абхазском и югоосетинском направлениях.

Абхазское направление.

Перед соединениями и частями грузинской армии может быть сформулирована следующая задача – подготовить и провести наступательную операцию с целью разгрома вооруженных сил Абхазии и на 15-17 сутки наступления выйти на рубеж реки Псоу.

В состав объединенной группировки войск грузинских ВС на абхазском направлении могут входить: 2, 3 и 5-я пбр, подразде-ления бр СпН и до двух дивизионов артиллерийской бригады, два отдельных легких пехотных батальона, до пяти бригад резерва национальной гвардии и подразделения сил морской обороны Грузии. Общая ее численность – свыше 30 тыс. чел.
Ограниченное количество доступных для действий войск участков местности позволяет нанести только четыре удара на сравнительно изолированных направлениях (гальском, ткварчельском, кодорском и морском). Поскольку по условиям местности маневр войск крайне затруднен, потребуется заблаговременно создавать на этих направлениях самостоятельные (автономные) группировки войск. В ходе наступления для захвата перевалов и мостов грузинское руководство должно предусмотреть своевременное выделение соответствующих сил.

В ходе выполнения ближайшей задачи командование ВС Грузии предполагает захватить Гальский и частично Ткварчельский и Очамчирский районы с вы-ходом на рубеж Очамчира, Ткварчели, Квемо-Аджара.

Для оказания поддержки и обеспечения боевых действий может быть спланировано применение подразделений боевой и транспортной авиации ВВС Грузии, а также высадка десантов: морских – в районах Очамчира и Гагра; тактических воздушных на вертолетах Ми-8 и UH-1H «Ирокез» – на основные узлы коммуни-каций в районах западнее Гали, юго-западнее Ткварчели, на юго-восточной окраине Очамчира и далее в глубине территории Абхазии.

После захвата Кодорского ущелья силами сформированной там группировки могут проводиться отвлекающие действия вдоль реки Кодори в направлении Лата, Амткел, Мерхеули с целью сковывания абхазских войск в нижней части ущелья.

В ходе выполнения дальнейшей задачи замыслом может быть предусмотрено осуще-ствление продвижения частей и подразделений ВС Грузии вглубь абхазской территории с целью овладения рубежом Сухум, Шрома, Ахалшени. Затем планируется, нарастив силы на направлениях ударов и продвинувшись на 75-80 км, завершить разгром вооруженных сил Абхазии, выйти на рубеж реки Псоу и тем самым достичь цели войны.

В дальнейшем намечается проведение мероприятий по уста-новлению полного контроля над всей территорией Абхазии, вве-дению жесткого полицейского режима в местах проживания абхаз-ского населения и подавлению партизанского движения.

Южноосетинское направление. В операции против Южной Осетии может быть задейство-вана группировка ВС Грузии в составе двух пехотных бригад (1 и 4-й пбр), до двух артдивизионов артиллерийской бригады, отдель-ного танкового батальона, батальона СпН и трех бригад резерва общей численностью до 25 тыс. человек.

На югоосетинском направлении ВС Грузии должны в первую очередь осуществить блокирование южного портала Рокского туннеля с целью воспрещения выдвижения войск (сил) и подачи материальных средств со стороны России. Это может быть осуществлено ударами ВТО, бомбо-штурмовыми ударами авиации и действиями десантно-диверсионных сил. Успешные действия соединений и частей российской армии в августе 2008 г. во многом стали возможными только потому, что по тоннелю беспрепятственно осуществлялись выдвижение войск и проводка снабженческих колонн.

Переход грузинских войск в наступление на югоосетинском направлении будет осуществлен одновременно с действиями в Абхазии. Грузинское командование, используя результаты огневой подготовки наступления, ударами войск на избранных направлениях (цхинвальском, знаурском и ленингорийском) предполагает рассечь противостоящие группировки ВС Южной Осетии, прижать их к горным массивам и в дальнейшем приступить к разгрому. Затем, вводом в сражение вторых эшелонов и резервов, охватом противника по воздуху (высадкой тактических воздушных десантов в районе н. п. Джава и на под-ступах к Рокскому туннелю (в районе н. п. Шуа-Рока), грузинское командование предполагает развить успех в глубину и выйти на государственную границу с Российской Федерацией.

Возможная эскалация конфликта. Надо полагать, Российская Федерация в случае подобного развития событий в стороне не останется (тем более, Москва связана соответствующими обязательствами с Сухумом и Цхинвалом). С началом военных действий со стороны ВС России, возможно, будут нанесены ракетно-авиационные удары по важным объектам военной инфраструктуры Грузии.

Однако на этот раз (категорически этого варианта исключать никак нельзя) группировки объединенных вооруженных сил НАТО не останутся беспристрастными наблюдателями. В качестве ответных мер груп-пировки ОВС НАТО и США могут осуществить ракетные удары по военным объектам Южного Федерального округа РФ, Абхазии, Южной Осетии, а также по военной базе Гюмри (Армения). На эти цели может быть занаряжено до 50 КРМБ (КРВБ).

В последующем авиационный компонент Сил первоочередного задействования НАТО (бое-вых самолетов – до 100) и формирование ВВС США (боевых са-молетов – 24) будут осуществлять систематические боевые дей-ствия в целях ведения доразведки и поражения целей, а также обеспечивать прикрытие своих войск (сил) от ударов с воздуха.

Можно предположить, что сухопутный компонент СПЗ альянса (бригад – 2, орудий, РСЗО и минометов – около 100, боевых вертолетов – около 80) будет действовать во втором эшелоне на абхазском направлении, а механизированная бригада «Страйкер» СВ США (орудий, РСЗО и минометов – до 100, боевых вертолетов – около 50) – на югоосетинском.

Основными задачами морского компонента СПЗ НАТО (боевых кораблей – до 10) могут являться обеспечение десантной операции грузинских ВС в Абхазии и изоляции района боевых действий с моря. При этом в качестве элемента военного давления на РФ в восточной части Черного моря под предлогом учений и продолжения оказания гуманитарной помощи Грузии может быть осуществлено дальнейшее наращивание военно-морского присутствия НАТО.

Наверняка в стороне от конфликта не останется и Украина. На этот раз Киев, по всей видимости, не станет ограничиваться только словесными заявлениями. В акватории севастопольской бухты боевыми кораблями и подразделениями специального назначения Украи-ны при содействии сил американских ВМС может быть осуществлено блокирование Черноморского флота России с целью воспрепятствовать оказанию поддержки с его стороны войскам (си-лам) ВС РФ, задействованным в зоне конфликта.

В конфликт гипотетически может быть втянута и Турция. Дислоцированный в приграничных с Грузи-ей районах 9-й АК СВ Турции (бригад – 4, танков – около 250, ору-дий ПА, РСЗО и минометов – до 300, боевых вертолетов – до 100) будет находиться в готовности оказать (в случае необходимости) поддержку войскам Грузии и альянса. Кроме того, на-ряду с формированиями 9-го АК, военное командование Турции может задействовать до 150 боевых самолетов национальных ВВС.

Иными словами, из-за Абхазии и Южной Осетии может разыграться масштабная региональная война. И подобный сценарий событий вовсе не так уж и фантастичен.

К чему готовиться?

Однако уже сегодня немало делается для вытеснения России из Закавказья и подрыва ее международ-ного авторитета. Продолжаются попытки дискредитации российского руководства и формирование в мировом общественном мнении образа врага в лице России и ее со-юзников. Планы Запада по расширению Североат-лантического союза на Восток и изменению конфигурации пере-дового базирования войск (сил) с расширением американского военного присутствия на Кавказе вовсе не преданы забвению.

История, надо заметить, развивается вовсе не прямолинейно и равномерно. И очередная война на Кавказе может начаться вовсе не с завершением программы перевооружения российской армии на новую и перспективную технику. Военный гром может грянуть как раз в разгар очередных организационно-штатных мероприятий в российской армии. И если грузинскую армию образца августа 2008 г. еще можно победить оружием и техникой советского образца, то шансов одержать верх в описанном гипотетическом конфликте очень немного.