Сорос: Германии следует вообразить невообразимое

На модерации Отложенный

Когда-то Германия была средоточием европейской интеграции, и ради этого немцы вносили в общую копилку чуть больше остальных, а брали чуть меньше, пишет в своей статье в The Financial Times Джордж Сорос. Но в условиях кризиса евро они больше не желают служить кошельком Европы.

Евро изначально был неполноценной валютой, поскольку Центральный Банк ЕС был учрежден без создания общего министерства финансов, считает автор. Этот факт до последнего времени вуалировался тем, что в ЦБ ЕС все члены еврозоны могли брать кредиты по одной ставке с Германией. Но в нынешнем году, когда биржи забеспокоились из-за роста госдолгов, разница между процентными ставками для стран еврозоны начала расти, повествует Сорос.

Когда встал вопрос о спасении Греции, лидеры ЕС среагировали с запозданием. Крупные ассигнования и создание стабфонда не успокоили биржи: \"условия спасения диктовала Германия - она придала им отчасти карательный характер\". Инвесторы также рассудили, что сокращение бюджетного дефицита лишь увеличивает безработицу. \"В отсутствие снижения обменного курса пересмотр бюджета повлечет за собой падение зарплат и цен - дефляцию\", - пишет автор.

В результате в Европе возможна затяжная стагнация, социальный взрыв.

\"Текущая политика в еврозоне полностью противоречит урокам Великой депрессии 1930-х годов и рискует ввергнуть Европу в период затяжной стагнации, если не хуже\", - предостерегает Сорос. Возникнет недовольство и социальный взрыв, худший сценарий - паралич или распад ЕС ввиду разгула ксенофобии и национализма. И виновна в этом будет в первую очередь Германия, невольно навязавшая остальной еврозоне свой курс на дефляцию, считает автор. \"Евро устроен так, что дефляция повысит конкурентоспособность Германии в мире, но более слабые страны ввергнет в глубокий спад и увеличит бремя их задолженности\", - поясняет он.

Сорос предлагает вообразить, что будет, если Германия выйдет из евро: остальная Европа сделается конкурентоспособной, а Германия обнаружит, как болезненна переоцененная валюта. \"Конечно, это чисто гипотетические рассуждения: политические последствия выхода Германии из евро просто невообразимы. Но этот мысленный эксперимент полезен для предотвращения невообразимого\", - заключает Сорос.