Хватит извиняться перед поляками!

Россия устами президента Медведева и премьера Путина все извиняется перед поляками «за Катынь». И не первый месяц в российском обществе не утихают споры по этому поводу. Граждане упрекают наши власти в незнании истории или в намеренном игнорировании ее уроков.

"Вина за расстрел польских офицеров в Катыни лежит на руководстве СССР, заявил президент Дмитрий Медведев после переговоров со своим польским коллегой Брониславом Коморовским. Как передает РИА "Новости", Медведев назвал неуместными попытки представить другие версии событий. "Ответственность за эти преступления несут руководители советского государства того периода. Попытки представить иные версии не основаны ни на исторических фактах, документах, ни на моральных соображениях. В этом плане позиция российского государства остается неизменной", - сказал президент.

По его словам, российское государство дало исчерпывающие оценки виновным "в этом тяжелейшем преступлении".

Бронислав Коморовский заявил, что рассчитывает на полную реабилитацию жертв Катыни, в том числе и в юридическом плане. "Ведутся действия, о которых сообщал господин президент (Медведев. - Ред.). Я согласен с тем, что логическим завершением будет рассекречивание, - цитируют Грани.ру.

"России, прежде чем извиняться перед поляками за Катынь и валить ответственность на Сталина, стоило бы сначала задуматься о судьбе примерно 80-ти тысяч красноармейцев, расстрелянных поляками осенью 1920 года после поражения войск Красной Армии в августе 1920 года под Варшавой, - пишет нам один из наших постоянных читателей. Из 200-тысячной армии под командованием Тухачевского-Егорова в плен к полякам попало около 50 тысяч человек. А с учетом 30 тысяч, плененных поляками при занятия Киева в мае 1920 года, 80 тысяч пленных и набирается.

Еще 45-50 тысяч было интернировано немцами в Восточной Пруссии, эти люди спасли свои жизни, т.к. немцы их практически сразу отправили в РСФСР.

Вполне правомерен вопрос о том, а что же делали советские войска под Варшавой? Претворяли на практике теорию перманентной революции Льва Троцкого?

Ответ прост, это та же логика, что и в отношении гитлеровской Германии осенью 1944 года – «добить врага в его логове». Это не красноармейцы пришли под Варшаву, это поляки весною 1919 года заняли Минск, а в мае 1920 года и Киев. Куда их никто не звал. Так что контрнаступление весною и летом 1920 года было неизбежным.

Можем ли мы упрекнуть Егорова и Тухачевского за перенос военных действий на вражескую территорию?

В чем симметричность вопроса о Катыни и о пленных красноармейцах в 1920 году в Польше?

Армии понесли поражение и стали сдаваться в плен или переходить границу не воюющего государства.

Но судьба этих армий складывается по-разному. В конце 1939 года в СССР было интернировано более 60 тыс. польских военнослужащих. Вернуть их законному польскому правительству не было возможность из-за отсутствия такового. Вернуть их на территорию Польши, значит с гарантией отправить их в концлагеря, которые как раз в 1940 активно строились.

Что делать?

В СССР осенью 1939 года принимается единственное верное решение, рассортировать их по профессиональному принципу, кого, где и как выгоднее использовать. Повторять опыт 1918 года с белочехами, которые слишком вольно себя чувствовали, подняли восстание и захватили половину России ( от Казани до Иркутска ), никто не собирался.

Судьба поляков осенью 1939 – весною 1940 годов в СССР складывалась следующим образом. Из основной массы польских жолнеров крестьянских кровей было сформировано две армии численностью примерно в 40 тысяч человек. Они были укомплектованы в том числе и польскими офицерами, но под присмотром советских замполитов

Осенью 1941 года эти армии станут основой советских оккупационных войск в Персии, когда СССР разделил эту страну с Англией и открыл для себя абсолютно безопасный южный маршрут снабжения. А в 1943 году, после операции «Багратион» в Белоруссии, эти армии станут основой Армии Людовы и будут освобождать Польшу от гитлеровцев.

Еще примерно 10 тыс. интернированных поляков, в основном с техническим образованием, окажется на советских стройках и заводах. Еще несколько тысяч, успевших совершить мелкоуголовные деяния, в советских тюрьмах и лагерях.

Так кто же оказался в Катыни? Практически все старшие офицеры, которые хорошо помнили русско-польскую войну 1919-1920 годов, а также антисоветски настроенный младший офицерский состав. Эти люди не хотели воевать за коммунизм, за русских и за советскую власть, не верили они и в освободительную антигитлеровскую войну.

Отдадим должное убеждениям этих людей. Они прекрасно понимали, что их ждет. Но у них был ВЫБОР, и они сами выбрали свою долю. Всего их набралось около четырех тысяч человек из 60 тысяч. Могло быть и меньше.

У пленных красноармейцев, попавших в плен под Варшавой в 1920 году, ВЫБОРА не было, их просто расстреляли. И советской власти было совершенно не важно, кто, где и как это сделал. Обсуждать этот вопрос с 1920 по 1941 год было невозможно, а после 1945 это тема вообще была закрыта, ведь поляки – это друзья, они не могут делать подлости.

Дипломатический принцип взаимности – это краеугольный камень, на котором строятся отношения народов. Но в отношении пленных красноармейцев 1920 года и польских патриотов 1940 года он совершенно не прослеживается. Поляки расстреливали всех военнопленных, около 50 тысяч человек, и у этих военнопленных выбора не было. Под Катынью пали 4 тысячи поляков, причем совершенно осознанно.

То был их героический выбор. Всего погибло менее 10 % от общего числа интернированных поляков.

Принцип взаимности требует, чтобы Россия поставила перед Польшей вопрос о судьбе войск Егорова-Тухачевского, раскрытии всех документов, включая места захоронения красноармейцев. Необходимо подумать и о воинском мемориале в Польше, на месте расстрелов и захоронений. Вот после этого и можно начинать обсуждать с Польшей «Катыньскую проблему».

Источник: http://www.stringer.ru/publication.mhtml?part=49&pubid=16337

12
1987
0