Забавные украинские террористы

На модерации Отложенный

Чем дальше, тем больше история о взрывах в Макеевке напоминает запутанный детектив. Но до конца его дочитают не многие. Без жертв, понятных мотивов, волосатой руки Януковича или менее волосатой – Тимошенко, история, о которой трубят все украинские телеканалы, не вписывается ни в один привычный сюжет.

Напомним, утром, 20 января, в Макеевке Донецкой области прогремело два взрыва. Первый – возле торгового центра Golden Plaza – в 4:37, второй – возле здания госпредприятия «Макеевуголь» – в 5:05 утра. Расстояние между местами, где была заложена взрывчатка, составляло 600 метров. В результате ЧП никто не пострадал. Спустя некоторое время МВД Украины заявило, что рядом с местами взрывов найден конверт с обращением к «людям, которые известны в Макеевке», требованиями о передаче крупной суммы денег и с угрозой еще пяти взрывов, запланированных на вечер четверга в людных местах города. По информации местных СМИ, в здании, где было выявлено взрывное устройство, была найдена записка с текстом: «Достала эта власть. Требуем 4 миллиона евро. Зарядные устройства заложены в других зданиях города».

События в Макеевке развивались стремительно. Сразу после взрывов туда съехались чиновники, депутаты, силовики и глава Службы безопасности Украины Валерий Хорошковский. Все суетились, говорили, что теракты – чуждое стране явление и призывали не паниковать. Знакомый журналист, а ныне депутат парламента Владимир Арьев, коротко описал мне увиденное с места событий. «Рвануло здесь капитально. Люди боятся. Видел развороченный магазин и здание «Макеевуголь». Местная власть растеряна и напугана. Но такое впечатление, что кое-кого таки достали. Местные должностные лица относятся к людям как к скоту – мне пришлось здесь со многими пообщаться».

Под «кое-кем» оппозиционер Арьев, видимо, подразумевает не только организаторов взрыва, но и народ вообще. Впрочем, о народе позже. Главные действующие лица – это те, кто взял на себя ответственность за взрывы. Те, кто подбросили записку и заявили, что выступают «против нынешней власти, которая им ничего не дала». Кто они и чего добиваются? Вот это, пожалуй, самый сложный вопрос. По версии следствия террористы потребовали от «известных в Макеевке людей» 4,2 млн евро. Кто эти люди, и почему их имена знает вся Макеевка, но не называют остальным гражданам ,– тоже непонятно. Но в целом требования подрывников вполне логичны. Раз власть ничего им не дала, они решили взять у нее компенсацию сами. Ведь вряд ли кто-то сомневается, что «известные люди» – либо местные чиновники, либо приближенные к ним бизнесмены. Врагов власти в Макеевке, исторической родине бело-голубой партии власти, по определению быть не может. По крайней мере, таких, у которых найдутся свободные несколько миллионов евро.

Но версию о том, что силовики намерены платить террористам, быстро развеял Хорошковский. Хотя журналисты уверяли, что вымогателям хотели заплатить, те не явились в назначенное ими же место. А потом, по данным тех же журналистов, следователи вернулись к версии, построенной вокруг «Макеевугля».

Якобы некто дал взятку за назначение на пост главы предприятия, но сделка не состоялась, руководитель остался прежний. В итоге несостоявшийся глава решил отомстить и заодно вернуть потраченные на взятку деньги.

Ну и, конечно, не обошлось без политических версий. Коммунисты обвинили националистов. Тимошенко – Януковича, мол, власть отвлекает внимание народа от полного провала социальной и экономической политики регионалов. Но к взрывам в Макеевке это особого отношения не имеет. Если бы торговый центр взорвался где-то в западноукраинском Луцке, КПУ все равно бы не промолчала. Заявила бы, к примеру, что националисты сами организовали эти провокации с целью повысить рейтинг и усилить националистические настроения. Тимошенко бы сказала, что Янукович расправляется с оппозиционными силами на их территории. Тут ведь главное не объяснить ситуацию, а просто не смолчать.

Поэтому, если отбросить всю мишуру, то, спустя сутки после взрывов, картина кажется все такой же абсурдной. Некие «недовольные властью» устроили серию взрывов. Угрожая кровавым продолжением, они потребовали денег. Забрать несколько миллионов евро было решено у военного памятника – танка на постаменте в одном из микрорайонов города. Памятник танку, как тут говорили, – уже звучит смешно. Еще более комичной кажется предполагаемый антураж передачи денег. Неизвестный посланник силовиков, с большой черной сумкой, долго стоит у танка, переминаясь с ноги на ногу и делая отрешенный вид. Из-за угла за курьером наблюдают журналисты, а в каждой припаркованной поблизости машине, в каждом окошке близлежащих домов сидят сбушники. Все ждут, когда же придут террористы и возьмут деньги. Но они почему-то не пришли. То ли поняли, что попросили выкуп в неходовых в Европе купюрах в 500 евро, которыми еще попробуй расплатись в магазине. То ли вдруг осознали, что далеко от танка, где, наверняка, тоже спрятались сбушники, не уйдут.

А может прав оказался бывший президент Виктор Ющенко, который сказал, что взрывы в Макеевке – обычный криминал, «гнилая и дикая бытовуха, которая всегда процветала».

Хотя, конечно, есть еще одна версия. 22 января Украина отмечает День соборности. В 1919 году в этот день объединились в единое государство Украинская народная республика и Западноукраинская народная республика. В 1990 году в этот же день, взявшись за руки, сотни тысяч украинцев выстроились в живую цепь, демонстрируя реальность объединения Украины. В 2011 году на этот день оппозиция и всевозможные правозащитные и общественные организации тоже запланировали массовые демонстрации. Неформально, их целью, в том числе, будет выражение недовольства ущемлением гражданских прав и свобод нынешней властью.

Взрывы в Макеевке многие считают попыткой отвлечь внимание от грядущих митингов. Поговаривали даже, что президент из-за угрозы терактов может запретить массовые мероприятия. Но пока он этого не сделал, да и вряд ли сделает. Кроме того, сомнительно, чтобы жители Макеевки собирались принимать участие в митингах, а киевлянам, которые выйдут на улицу, запутанная история с макеевскими взрывами непонятна. Власть права: терроризм – чуждое Украине понятие. В него не верят и не очень боятся.