Спецслужбы следили за российским проповедником-шахидом

На модерации Отложенный

Известные египетские шейхи несколько лет готовили бурятского агитатора радикального ислама, снискавшего заметную популярность среди мусульманской молодежи России. Он находился в поле зрения спецслужб Египта и Израиля, а, возвратившись в Москву, имел связи с активистами ХАМАСа.

На минувшей неделе сайты кавказских исламистов сообщили, что террористом-смертником, подорвавшим 17 августа здание городской милиции в Назрани (Ингушетия), был исламский проповедник Саид Бурятский. На этих интернет-ресурсах появился видеоролик с его последним выступлением, и записью последовавшей затем атаки на ингушских милиционеров. В результате 25 человек погибли и более 250 получили ранения. До того, российские спецслужбы подозревали Саида Бурятского в причастности к покушению на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова (22.06.2009) и в подготовке теракта в Грозном (26.07.2009), в результате которого погибли шесть человек.

Связи с ХАМАСом

Как сообщил порталу IzRus компетентный источник в одной из израильских структур, занятой, в том числе, вопросами международного джихадистского движения, человек, запечатленный на том видеоролике, в 2003-2004 годах находился в поле зрения египетских спецслужб. \"Он обучался в Каире, вращался в кругах, известных своими радикальными взглядами. Его наставниками были богословы, которые балансируют на грани дозволенного в сегодняшнем Египте, регулярно выступают с яростной антиизраильской пропагандой, - отметил указанный источник. - Он поддерживал связь с другими студентами-мусульманами из России, которые были известны как приверженцы различных течений исламского фундаментализма. Этот молодой человек выделялся своей активностью и фанатизмом, и в силу обширных связей с неблагожелательными элементами, привлек внимание органов, отслеживающих деятельность иностранных граждан в Египте\".

Как сообщил собеседник портала IzRus, этот исламский студент из России был известен египтянам под разными псевдонимами, но в основном как Саид аль-Буряти, Бурят Саид или Саид Абу-Саад.

Тот же источник добавил, что отрывочные сведения о нем, по разным каналам, поступали и к израильтянам. \"Тогда был самый разгар интифады. Этот парень вроде даже носился с идеей организовать сбор пожертвований среди мусульман в России для помощи палестинцам. Он имел контакты со студентами из сектора Газа, находившимися в Каире, часть которых была связана с организаций ХАМАС. Через несколько лет стало известно, что, уже вернувшись в Россию, он и там установил связь с (неофициальными) представителями ХАМАСа\".

Арабские наставники

Саид Бурятский в 2000-е годы стал одним из главных проводников идейного влияния арабских исламистов в среде мусульманской молодежи России. Обладая религиозным образованием, полученным на Ближнем Востоке, он имел возможность свободно общаться с исламскими проповедниками в арабских странах. Пользуясь авторитетом среди молодых соотечественников-единоверцев Саид Бурятский \"ретранслировал\" на них, порой в личной интерпретации, свежие веяния и настроения, почерпнутые в кругах зарубежных исламистов.

Настоящее его имя - Александр Тихомиров. Он был уроженцем Бурятии (1982 г.р.), наполовину бурятом, наполовину русским. Приняв ислам, учился у мусульманских наставников в Москве, Иркутске и Бугуруслане (Оренбургская область). Уже тогда он попал под влияние проповедников из арабских стран - его учителем в Иркутске был сириец Мухаммад Ясир. Как впоследствии рассказывал о себе сам Саид Бурятский на одном из исламских сайтов, в 2002-м он отправился на учебу в Египет. Там он пробыл около полутора лет - изучал теологию в знаменитом каирском университете \"Аль-Азхар\", самостоятельно обучался у популярных богословов. Как следует из записей его бывших соучеников на нескольких арабских интернет-форумах, чаще всего \"бурята\" видели на уроках у шейхов Махмуда аль-Масри, Мухаммада Юсри, и Мухаммада Хасана. Сам же Саид Бурятский из всех своих египетских наставников упоминал по имени лишь последнего из них.

Все трое известны своими радикальными взглядами, особенно по отношению к \"неверным\". При этом они избегают критики в адрес режима Хусни Мубарака, что позволяет им свободно вести свою деятельность. Среди них выделяется именно Мухаммад Хасан, часто выступающий на арабских сайтах и телеканалах (в том числе на \"Аль-Джазире\"). Значительное внимание в проповедях он уделяет джихаду в Афганистане и Палестине. Мухаммад Хасан учит, что участие в джихаде является священной обязанностью афганских и палестинских мусульман, а единоверцы в соседних странах обязаны оказывать им всяческую помощь.

Евреев он именует исключительно \"кровопийцами\", \"террористами\" и \"врагами ислама\".

Будучи выпускником того же университета \"Аль-Азхар\", Мухаммад Хасан беспрепятственно ведет свою деятельность в Египте и Саудовской Аравии, порой выступая с проповедями даже в Соединенных Штатах. В 90-х - начале 2000-х он не скрывал симпатий к Осаме Бин-Ладену, и выступал в поддержку самоубийц-шахидов. Однако в последние годы, с подачи мусульманских деятелей, приближенных к властям, он, явно по политическим соображениям, публично отказался от прежних наиболее радикальных высказываний. Другой наставник Саида Бурятского, шейха Махмуд аль-Масри еще в марте 2005-го публично прославлял исполнителей терактов 11 сентября.

По свидетельству самого Саида Бурятского, в 2004 году он перебрался из Египта в Кувейт, где продолжил теологическое образование. Однако, по данным российской прокуратуры, приблизительно в это же время он \"проходил длительную подготовку в Саудовской Аравии\".

Из проповедников в шахиды

В 2002-2003 годах Саид Бурятский стал активно вести агитацию среди мусульманской молодежи России. Он участвовал в дискуссиях на исламских сетевых форумах, распространял через интернет и последователей видео- и аудиозаписи со своими проповедями. Позже, вернувшись из Кувейта в Москву, Саид Бурятский стал ездить по России, выступая перед молодежью. За несколько лет он приобрел известность, а также многочисленных сторонников и немало оппонентов. И хотя многие его выступления содержали резкие выпады против шиитов и приверженцев суфизма, или же были посвящены различным аспектам джихада, особого внимания спецслужбы на него не обращали.

Ситуация изменилась летом 2008-го. В июне в интернете было распространено видео-обращение руководителей моджахедов на Северном Кавказе. На той записи запечатлены трое: главный предводитель моджахедов чеченец Доку Умаров, его ближайший помощник чеченец Супьян Абдуллаев (его сын Масхуд тоже учился в университете \"Аль-Азхар\") и Саид Бурятский. Спустя несколько месяцев на сайтах кавказских исламистов появилось еще одно видео-обращение, на сей раз Саида Бурятского в одиночку. Он предстал уже в виде настоящего моджахеда с оружием и в форме. Ученик египетских шейхов рассказал, что решил присоединиться к джихаду на Кавказе, откликнувшись на личное обращение лидера арабских моджахедов в этом регионе - Амира Муханнада. При этом Саид Бурятский отрешенно объявил: \"Мы вышли на этот путь, чтобы стать шахидами. Мы вышли на этот путь не чтобы жить, а чтобы умереть\".

Однако представители российских правоохранительных органов и спецслужб не спешат верить в то, что Саид Бурятский действительно стал шахидом в ходе теракта 17 августа в Назрани. 30-го по этому поводу выступил сам глава МВД РФ Рашид Нургалиев, посоветовав, до получения результатов \"дополнительной экспертизы\", не спешить с выводами насчет личности террориста-смертника. Спецслужбы подозревают: объявив себя шахидом, Саид Бурятский просто решил скрыться и \"замести следы\". Хотя эта версия представляется не логичной.

Очевидно, что Саид Бурятский не только искренне верил в то, что проповедовал, но и отличался потребностью к влиянию на людей. Исчезновение, под видом самоубийства, лишило бы смысла всю его оставшуюся жизнь. Ведь в случае \"воскрешения\" он не сможет вернуть себе славу, влияние, многочисленных сторонников. Он просто дискредитирует себя в их глазах. Более того, живой Саид Бурятский, после объявления о его \"героическом самопожертвовании\", не только не нужен, но и опасен для моджахедов. Ведь если видео-запись с последним выступлением окажется фикцией, это дискредитирует в глазах многочисленных последователей не только самого Саида Бурятского, но и его недавних товарищей по оружию.

Зато, действительно став шахидом, он может получить то, к чему так стремился - немеркнущую славу \"исламского героя\". Именно в таком качестве бывший проповедник чрезвычайно полезен и моджахедам. Как это часто бывало в подобных ситуациях в других частях исламского мира, они наверняка попытаются его героизировать и превратить в образец для подражания. Даже если десятки из тысяч почитателей Саида Бурятского последуют его примеру, это неизбежно приведет к еще более значительному обострению ситуации на Северном Кавказе.