В Иордании процветал пещерный город Петра

На модерации Отложенный

На рубеже эпох в Иордании процветал пещерный город Петра, населенный баснословно богатым племенем набатеев. Где искать сокровища исчезнувшего народа?

В августе в древней иорданской Петре приступит к работе группа российских археологов. Нашим специалистам предстоит исследовать подземелья легендарного города. Именно в них, согласно неко­торым источникам, могут скрываться несметные богатства набатеев...

Город-призрак

Madam, take Ferrari! - зазывает бедуин у входа в Петру и показывает на грустного ослика. По сравнению с прочими он действительно Ferrari - повыше, помускулистее, развивает хорошую скорость, да и седло на нем красное. Ослики, лошади, повозки - любой гужевой транспорт востребован в Петре, потому что обойти этот город пешком, особенно в жару, под ­силу только очень тренированному человеку. Сразу при входе встречаем местного дворника: пожилой бедуин, с метелкой и совком, метет главную улицу - проход между двумя высоченными скалами. Этот человек считает себя потомком набатеев, которые построили Петру, столицу великого государства, как минимум 2500 лет назад на территории, называемой в древних источниках Эдомом. Никто до сих пор точно не может сказать, кем были эти самые набатеи. Они пришли неизвестно откуда примерно в V веке до нашей эры и так же бесследно исчезли через тысячу лет. Вероятнее всего, это семитские племена, перекочевавшие в Иорданию с юга Аравийского полуострова. До них Эдом был вотчиной египетских фараонов, которые почему-то уступили его пришлому племени.

Сам город построен на высоком архитектурном уровне: вызывает восхищение мастерство древних инженеров, которые сумели выдолбить в песчаных скалах пещеры так, чтобы они не засыпались и не вымывались. Арабские искусствоведы до сих пор не верят, что Петру вообще могли построить люди. Им непонятно, какие методы были использованы набатеями-кочевниками при таком высокотехнологичном строительстве. Город возник как-то сразу, очень быстро заселился и стал жить активной и богатой жизнью. Его расцвет пришелся на I век до нашей эры, а последнее упоминание датируется VII веком после Рождества Христова. В скалах встречаются жилые апартаменты и квартиры. Вот место для молитв: с одной стороны в камне выемки, чтобы удобнее было стоять, а напротив - иконы. А вот грандиозный амфитеатр, вмещающий около 3000 человек, он служил местом для церемонии погребения. Все это, конечно, интересно и привлекает взгляд туриста, но археологов и искателей Петра манит совсем иным.

Издавна считалось, что в Петре скрыты несметные богатства. По одной версии, там хранится часть сокровищ фараонов. По другой - священный Грааль, в поисках которого сюда приходили крестоносцы. Впрочем, историки утверждают, что и без посторонней помощи набатеи вполне могли сами накопить достаточно золота и драгоценностей. Это сегодня основное занятие местных жителей - торговля. А предки бедуинов не разменивались на торговлю безделушками и самодельным ширпотребом, потому что в свое ­время денег в Петре было очень много. Это был ключевой транзитный узел, в котором ­сходились все караванные пути древнего мира. Египтяне везли свой товар в Римскую империю и Аравию. Аравийцы, будучи мировыми монополистами по производству благовоний, распространяли через Петру ладан и мирру по всему свету. А они в те времена ценились выше золота. Набатейский город был не просто караван-сараем на пути купцов. Он исполнял роль биржи. Многие купцы не решались идти дальше через пустыни и сдавали товар жителям Петры \"на комиссию\", а те потом его и продавали. Здесь ходили монеты собственной чеканки - деньги с изображением набатейских царей находили даже в Китае. Когда же в 106 ­году Петра подчинилась римлянам, те ­начали чеканить свои монеты. В общем, казна ­была полна. И сегодня за ценностями набатеев идет настоящая охота.

Горшок мертвеца

В городе то тут, то там аборигены отыскивают небольшие кувшины с сокровищами. Они втихаря предлагают туристам монеты - иногда действительно очень ценные. В сувенирных лавках можно купить украшения - браслеты, ожерелья - со стилизованными под старину монетами. Да и туристы постоянно находят в песках что-нибудь античное - осколки глиняной посуды, погребальных урн. Порой они валяются прямо под ногами. Монеты, конечно, попадаются редко. Но тех, кто серьезно интересуется нумизматикой, отправляют к черным копателям. Мы тоже пошли по указанному адресу, однако копателя не оказалось дома - запыленная палатка была пуста. Дело в том, что нелегальная археология в Иордании сурово наказывается. Однако трудно удержаться, когда где­-то рядом прячутся тайники, и никто не хочет верить, что в таком богатом городе не осталось настоящих сокровищ…

Основное место, давно облюбованное кладоискателями, - Аль Хазне. В переводе с арабского - казна или сокровищница. Причем названа так она была очень давно. Еще в записях о крестовом походе на Святую землю в XIII веке упоминается прекраснейшее здание, вырезанное в камне, под названием Хазна. Но судя по всему, посланникам Папы Римского в те времена так и не удалось найти ни золота, ни других драгоценностей в Петре. Да и после них богатства каменного города пока никому не открылись. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания, который венчает гигантский конус. Дело в том, что на верхушку этого конуса насажен большой каменный горшок.

Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нем как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.

Официальная наука так до сих пор и не решила, какой была функция Хазне в древности. Внутри нее, как, впрочем, и в других зданиях Петры, почти не осталось никаких надписей. По мнению ученых, все тексты и послания набатеи наносили на штукатурку, которой были покрыты стены. Со временем штукатурка облетела, превратилась в пыль и уничтожила все письменные источники. По одной из версий, Аль Хазне была храмом, построенным набатеями и украшенным греческими мастерами по образу и подобию александрийских святилищ. Другая гипотеза гласит о том, что это усыпальница царя Ареты IV, а в горшке хранится его прах. Но тогда почему испокон веков гробница правителя называется сокровищницей? Известно, что при этом царе Петра достигла чуть ли не пика в своем развитии и слыла богатейшим городом античности. И по традиции, перенятой у египтян, с которыми у набатеев были тесные культурные и торговые связи, государя могли похоронить с присущими фараонам почестями, сопровождавшимися опусканием в гробницу несметных богатств для безбедной жизни в загробном мире. Впрочем, если Хазне была просто храмом, то и это не исключает вероятности нахождения в ней драгоценных артефактов. Однако есть предположение, что Хазне вполне могла совмещать в себе обе функции, потому что в наба­тейском государстве царь был носителем и светской, и божественной власти.

Сокровища под ногами

Но где же тогда злато и ­серебро, которое, несмотря на все попытки, так и не удается найти, и было ли оно вообще? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учетом влияния Петры в древнем мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Однако ученый предположил, что их давно разграбили. \"Они были вывезены и разграблены в ходе последующих войн. Во всяком случае, никто в Хазне не стал бы хранить сокровища, тем более после того, как ограбил ее. Той же версии придерживается и кандидат искусствоведения Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности постепенно уносили с собой сами жители Петры, покидающие хиреющий город, после того как в III веке основные торговые пути стали смещаться на север, в Пальмиру.

Иорданские же гиды утверждают, что наследие великих набатеев никуда не делось из Петры. Они говорят о том, что под видимой частью города есть целый комплекс пещер, в котором как раз и спрятана казна набатеев. Эта версия имеет право на существование. Некоторые ученые считают, что Петра, какой ее знают туристы, была лишь парадным местом погребения, так называемым \"Городом мертвых\". Хозяйственная же жизнь бурлила глубоко под землей. Уж слишком много гробниц расположено на территории города. А это совершенно несвойственно для древних семитских поселений. И на самом деле, во всех поселениях того времени, особенно в регионах с жарким климатом, могилы усопших жителей выносились за пределы оборонительных стен. В первую очередь это было связано с опасностью возникновения эпидемий. Возможно, набатеи решили пойти другим путем - разделив живых и мертвых толщей земли. И тогда вполне вероятно, что тайна несметных богатств древнего народа хранится там, куда нога искателей еще почти не ступала.

К настоящему времени ученые исследовали лишь малую часть каменного города. Раскопаны те здания, что находятся близко от поверхности земли. Только недавно, буквально в последние год­-два, археологи начали зарываться вглубь. И сразу же были вознаграждены: заложив раскоп перед Аль Хазне, ученые нашли неизвестные до сих пор захоронения. Похоже, Петра лишь сейчас начинает открывать свои главные тайны.

Петра - Москва

Красивый образ

Тигран Мкртычев , доктор искусствоведения, заместитель директора Государственного музея Востока по научной работе:

- У меня складывается впечатление, что сокровищница - это очень красивый образ Петры. Он отражает идею, что сама красота несет в себе несметные богатства. Были ли там материальные ценности - золото или драгоценные камни, - мы, боюсь, не узнаем никогда.

Виталий Сусленков , историк искусства, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

- Чисто теоретически сокровища в Петре могут быть сокрыты где угодно. Но точно не в Аль Хазне. Пространство в ней очень небольшое и слишком открытое для того, чтобы спрятать ценности. Аль Хазне могла быть храмом, где стояла драгоценная статуя. А у набатеев были статуи, например божества Хобал, с золотой рукой. Тогда легенды о сокровищах имеют под собой некое основание. Конечно, можно предположить, что клады в Петре есть. Хотя смущает, что находок набатейских драгоценностей до сих пор фактически не было. Неизвестны ни золотые украшения, ни какие-то необыкновенные столовые приборы. Может быть, набатеи и не были столь богаты, как мы предполагаем.