Капитал президента: кто будет руководить государством после 2 марта 2008 года

На модерации Отложенный

Никто не сомневается в том, что президентом России по итогам голосования 2 марта станет Дмитрий Медведев. Интересно другое: как будут развиваться события после выборов. Владимир Путин уже пообещал возглавить правительство в том случае, если народ проголосует за Медведева. То есть нынешний президент так или иначе останется у власти, его курс будет продолжен, а стабильности ничего не угрожает. Это позволило пройти через выборный период максимально спокойно. Но эта же ситуация уже вызывает растерянность в среде чиновничества и конфликты внутри правящей команды. Либо Дмитрий Медведев сможет в течение ближайших нескольких месяцев стать настоящим лидером и административной системы, и страны, то есть добиться ясности и порядка, либо стабильность государства окажется под угрозой

Я лично не могу сказать, что я все понимаю, как это будет функционировать», — именно так выразил свою озадаченность по поводу будущей конструкции самой верхней части пирамиды власти (Медведев-президент + Путин-премьер) Александр Волошин 18 февраля на лекции во Французском институте международных отношений. Необычная формула перераспределения лидерства чревата, как он выразился, «своими внутренними бюрократическими конфликтами». К словам Волошина стоит отнестись всерьез: он как-никак служил руководителем администрации президента и при Ельцине, и при Путине, и — самое интересное — в момент прошлой передачи власти в 1999–2000 годах.

Такого Россия еще не знала. Человек, обладающий самым мощным политическим капиталом в стране, меняет высший пост в государстве на должность второстепенную. Далеко не все, конечно, поверили в искренность Путина, добровольно согласившегося играть вторую роль в верховном тандеме.

Чиновники на всех уровнях властной вертикали, мягко говоря, дезориентированы, не вполне понимая, кто же из двух лидеров — Путин или Медведев — будет олицетворять для системы политический центр.

В явном замешательстве пока пребывают и остальные россияне. По заказу редакции нашего журнала исследовательский центр портала Superjob.ru опросил 21 февраля 3 тыс. респондентов, представляющих все регионы страны, попросив их ответить: «Кто будет главным в России после президентских выборов?» Верховное первенство Дмитрию Медведеву отдали только 22% опрошенных. Владимиру Путину — 37%, а с формулой двоевластия смирились 18%. Таким образом, интуитивно более трети из нас допускают, что глава правительства может стать выше, чем президент.

Народ перестает понимать, где у властной пирамиды верхушка, которая обычно отождествляется с конкретными личностями. Столь же проблемной будущая конфигурация власти выглядит для политиков и политических аналитиков. Естественно, это уже спровоцировало массу спекуляций о фундаментальных различиях между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. «Мы прекрасно понимаем с Дмитрием Анатольевичем, что линии атаки будут и в межличностном плане, и в политическом, и в экономическом. Все время будут попытки найти какие-то различия в наших подходах», — отреагировал на них президент во время своей большой ежегодной пресс-конференции 14 февраля.

Выборы 2 марта решают проблему стабильной передачи власти, но в то же время ставят вопрос о прочности самого института президентства. А Россия, как большая, национально пестрая и сложная страна, не может позволить себе риска ослабления верховной власти.