Российское ТВ – надувной двойник реальности

На модерации Отложенный

Дивный сюжет удалось увидеть намедни. Сообщение о том, что у российской армии есть надувной двойник, прозвучало не в «Кривом зеркале» или в «Аншлаге», а в программе «Время». Оказывается, некое подмосковное предприятие решило сделать точную копию реальной техники. Резиновые танки и БТР выглядят, как живые, только весят в тысячи раз меньше. Если вы зададитесь вопросом, зачем это нужно, корреспондент Антон Степаненко с готовностью ответит: данные модели надувают для того, чтобы надуть противника. Их уже с расстояния 100 метров не отличишь от настоящих. Директор предприятия рапортует о грандиозных планах. Он мечтает не только о создании резинового аналога всей боевой техники, но и об оживлении своего детища. Что же до резиновых солдат, уточняет Cтепаненко, то их выпускать не планируется.

ТВ – надувной двойник реальности. Не зеркало, как считалось прежде, а именно раздутое до чрезвычайных размеров резиновое изделие. Жанр дискуссий вымер, как динозавры, а те, что еще кое-как теплятся, сделаны не из качественной резины, а совсем уж из какого-то завалящего материала. Вот, скажем, на минувшей неделе одновременно на нескольких каналах взбухла тема богатства. Разумеется, она взбухла не сама по себе, а, как обычно, с помощью президента, заговорившего о социальной ответственности бизнеса. Но понять, с какой именно целью сразу три программы перетирают пустоту, невозможно.

Если сверхзадача состоит в том, чтобы доказать очевидное – в России не любят богатых, – то для этого и огород не стоило городить, как это сделал Сергей Минаев в своем «Честном понедельнике». Начисто забыв о том, что еще совсем недавно он называл себя бизнесменом и состоятельным человеком, С. М. пафосно восклицал: «Почему любовь к родине и большие деньги не могут существовать вместе?» Далее привычную мистерию разыграли Ксения Собчак (за богатых) и Александр Проханов (за бедных). Никто ни на йоту не отступил от привычного амплуа. Собчак освоила слово «пассионарность» применительно к олигархам; Проханов привычно пугал их Краснокаменском и репрессиями.

Еще более непонятный спектакль о богатых разворачивался на подмостках программы «Нереальная политика», где в качестве гостя блистала певица Валерия. Впрочем, меньше всего ведущих Тину Канделаки и Андрея Колесникова интересовало мнение гостьи – они лениво препирались друг с другом. Вялый разговор вращался в основном вокруг Михаила Прохорова. Вопрос о том, следует ли государству помогать крупному бизнесу или не стоит, так и остался открытым.

Окончательно тему богатых и бедных заболтал велеречивый дуэлянт Михаил Веллер в схватке с вызванным им «К барьеру!» президентом строительной корпорации Mirax Group Сергеем Полонским. Образ последнего, героя гламура и интернета, эпатажного амбициозного господина, то ли гения, то ли наследника Мавроди, любопытен для анализа.

Имя С. П. окутано тьмой слухов, чего стоит только одна его фраза, претендующая на вхождение в анналы: «У кого нет миллиарда, пусть идет в ж…у»! Но из всего многообразия красок, включая долги Полонского и выводы активов в зарубежье, Веллера интересовала только одна – переедет ли он в скромную трехкомнатную квартиру?

Одним словом, нынешнее поколение телепропагандистов мечется между трех сосен, перетирая тех, кто на слуху. Получается не серьезный разговор, а, воспользуемся репризой Минаева, телогрейки от Гуччи. А меж тем в условиях кризиса гигантский разрыв в обществе между бедными и богатыми – бомба замедленного действия. Мочить открыто в сортире представителей крупного бизнеса вроде бы не следует – вон как уважительно Дмитрий Медведев вчера под камеры разговаривал с Владимиром Потаниным об экономической ситуации в стране. А создавать положительный образ олигарха, того самого, который и будет социально ответственным, никак не получается. Климат у нас для этого неподходящий. Классическая литература с ее нелюбовью ко всяческим штольцам опять же не способствует воспитанию чувства любви к удачливым и работящим. Так что диапазон темы невелик – от булгаковского Шарикова с его сомнительным чувством равноправия до просвещенного Александра Лившица с его актуальным во все времена призывом: «Надо делиться».

Но вот что интересно. Мы очень любим копаться в чужих карманах, но ленивы и нелюбопытны, когда речь заходит о наших. Так, совсем скоро на наши головы рухнет «Евровидение», львиная доля которого финансируется из казны, формируемой в том числе и через наши налоги. Это будет самый дорогой конкурс за всю его историю. Кризис «Евровидению» не помеха, напротив, мы по традиции хотим удивить мир византийской роскошью. Виновник торжества Дима Билан с продюсером Яной Рудковской горделиво рассказывают на пресс-конференции об их очень дорогостоящем номере, которым откроется «Евровидение». Мнение экспертов о том, что вряд ли попсовая вакханалия окупится, мало кого интересует.

Или другой пример. Как явствует из данных нового бюджета, будет сокращено финансирование памятников культуры, медучреждений, спорта и образования. Зато не поддаются секвестру, а напротив, значительно увеличиваются расходы на государственные электронные СМИ, которые производят и распространяют, цитирую, «значимые программы…, соответствующие приоритетам долгосрочного развития государства и общества». Очень хотелось бы узнать, какие именно программы соответствуют каким именно приоритетам государства и общества. И не надувают ли данные модели на ТВ (подобно резиновому аналогу боевой техники) с единственной целью – надуть противника, то есть зрителя?