Взятки на таможне превышают 20 миллиардов долларов в год

На модерации Отложенный

В столице арестован начальник Московской северной таможни, генерал-майор Сергей Фролов, подозреваемый в получении взятки в 1,5 млн рублей. Эксперты утверждают, что коррупционный рынок на таможне приносит до 20 млрд. долларов в год. А бизнесмены признают, что на таможне специально создают такие условия, при которых выгоднее откупиться.

Глава Московской северной таможни Сергей Фролов и его подчиненный Алексей Жуков были задержаны 16 июля. По версии следствия, Фролов получил через посредника Жукова 1,5 млн. рублей от представителей двух фирм за обещание не чинить препятствий при оформлении таможенных документов. Фролов уже арестован, Жуков - под подпиской о невыезде.

Федеральная таможенная служба недавно заявила о том, что с начала года в отношении ее сотрудников-взяточников возбуждено более 300 уголовных дел. По данным экспертов, коррупционный рынок на российской таможне приносит его участникам до 20 млрд. долларов ежегодно. В 2006 году на государственный уровень эту проблему поднял Владимир Путин. "Когда мы на границе-то наведем порядок? - такой вопрос тогдашнего президента прозвучал на совещании с правительством в апреле. - Когда мы прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе?" В том же году было возобновлено скандальное дело о контрабанде мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд", а также вновь заговорили о громком деле контрабанды ширпотреба из Китая, который проходил через воинскую часть, подведомственную ФСБ. Эти расследования обернулись весной 2006 года массовыми отставками высокопоставленных сотрудников ФСБ и таможни.

В июне этого года эстафету подхватил новый президент Дмитрий Медведев, заявив на выездном заседании Госсовета в Иваново, что около половины российского текстильного рынка - товары теневого производства или незаконно ввезенные в Россию, в основном из Китая и Турции. Из-под налогов выводится почти 650 млрд. рублей.

НЕЧЕГО ДЕЛИТЬ

По словам самих таможенников, устойчивые каналы контрабанды сложились в России еще в 90-х годах.

- Тогда таможенные нарушения были спровоцированы неадекватной экономической политикой, - рассказал труду экс-таможенник, ныне адвокат Марат Файзулин. - Таможенные сборы были порой слишком высоки и неоправданны. К примеру, если бы тогда компьютеры ввозились без нарушений, они бы оказались недоступны ни одной школе. Поэтому их ввозили под видом других товаров, например замазки. Таможенные ставки на нее были низкие.

Согласно документам в те годы в Россию ввезли столько оконной замазки, сколько не производилось во всей Европе и Азии.

- Тогда же, в 90-х годах, и начался массовый передел собственности на таможне, который длился вплоть до 2003 года, - рассказал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Много тогда народу полегло, в том числе и таможенников. Но сейчас там все уже поделено, причем основные игроки остались те же, что и в 90-х годах. Имена их известны, однако официально на них ничего нет.

ЗА РУКУ НЕ ВОЗЬМЕШЬ

По словам Файзулина, экономическая ситуация в России с тех пор сильно изменилась, но коррупция никуда не делась:

- За эти годы на таможне прочно обосновались люди, которых за руку не возьмешь. Они сами могут давать указание органам.

При этом контрабанда стала более структурной.

- В 90-х годах почти вся она проходила через так называемые склады "со звездочкой" - склады, находившиеся под "крышей" того или иного высокопоставленного чиновника, в основном из МВД, - рассказал Файзулин. - Однако сейчас структура контрабанды изменилась, теперь контролируется не определенный склад, а товаропоток. К примеру, если вы захотите ввозить китайский ширпотреб в больших объемах, вы этого просто так сделать не сможете просто потому, что потоки уже определены. Вам не дадут оформить свой товар, его, как говорят таможенники, "грохнут" - найдут мелкие нарушения в оформлении, завалят проверками, конфискациями, штрафами. И чтобы туда влезть, нужно решить вопросы контрольно-правоохранительного характера. Эти вопросы, по словам Файзулина, решаются так называемыми профессионалами.

ВСЕ ЗНАЮТ, К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ

- Профессиональными контрабандистами становятся не за один день, - продолжает Марат Файзулин. - Они ввозят товар тем, кто сам его ввезти не может.

Становятся "профи", как правило, бывшие бизнес-мены.

- К примеру, коммерсант начинает работу, ищет себе "крышу" и находит себе какого-нибудь эфэсбэшного полковника, которому ежемесячно отстегивает за отсутствие проблем на границе, - рассказал Файзулин. - Через несколько лет ему могут уже предложить курировать товаропоток. Так постепенно формируется некий посредник между правоохранительными органами и другими импортерами. И в этой области уже все знают, что именно к нему надо обратиться, чтобы не было проблем. К примеру, предприниматель Андрей Саенко, который проходит по делу "Трех китов", в самом начале расследования был довольно мелкой сошкой, а вот в 2000-х годах уже был очень близок к руководству ФСБ.

НЕСЛОЖНЫЕ СХЕМЫ

Нечистые на руку таможенники предлагают "клиентам" целый спектр "услуг".

- Пропуск товара без очереди обойдется минимум в 500 долларов с транспортного средства, - рассказал Кирилл Кабанов. - Однако если речь идет о дорогом товаре, то ставки могут доходить и до 5-6 тыс. долларов с машины.

Тем не менее есть товары, провезти которые совсем недешево из-за большой конкуренции.

- Огромные потоки контрабанды идут из Азии - это китайский ширпотреб, который везут в основном по железной дороге через Казахстан и Дальний Восток, - рассказал Кабанов.

- Коррупционный сбор с каждого вагона китайского товара составит около 50 тыс. долларов.

Пользуется популярностью и другая несложная схема.

- Российская компания ищет товар за границей, а при пересечении таможни вдруг появляется фирма-однодневка из тех, кого обычно называют фирмами-помойками, - рассказал "Труду" следователь по особо важным делам СК при МВД Павел Зайцев. - Она обычно оформлена на человека, потерявшего паспорт, либо продавшего свой документ за бутылку алкоголику. Подделываются абсолютно все документы, по которым товар декларируется как продукты с гораздо более низкой таможенной ставкой.

- Техника обычно декларируется как запчасти, что гораздо дешевле, - вторит Зайцеву председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Пару лет назад, к примеру, если верить таможенным декларациям, в Россию за целый год ввезли лишь несколько сотен ксероксов.

ДОРОГАЯ ЧЕСТНОСТЬ

По словам самих бизнесменов, "сливаться в экстазе" с таможенниками им приходится, чтобы не нести огромные убытки.

- Если не хочешь платить, тебе создают всевозможные трудности - тянут время, находят мельчайшие, даже абсурдные нарушения, - рассказал "Труду" один из столичных бизнесменов. - А ведь простой на таможне каждой машины оборачивается убытками в 100-150 евро в сутки. Можно попробовать "бодаться", но выгоднее все же заплатить.

В целях конспирации денег таможенникам в руки не дают. Их платят коммерческим складам, которые расположены рядом с таможней. Эти склады, по словам Кирилла Кабанова, "крышуются" правоохранительными органами. В низовое звено уходит только треть от взятки, остальное идет выше.

таможня дает добро

ГЕНЕРАЛА ВЗЯЛИ ЗА ЧИСТЫЕ РУКИ

Во Фрунзенском суде Владивостока идет процесс в отношении начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) генерала Эрнеста Бахшецяна. Его обвиняют в контрабанде и злоупотреблениях. Защита утверждает, что дело заказали сами коррупционеры.

Генерала Бахшецяна задержали 1 мая 2006 года, чуть позже взяли четверых его подчиненных и одного сотрудника коммерческой фирмы.

Как утверждает сам Бахшецян, все дело в том, что на посту главы ДВТУ (назначен в ноябре 2004 года) он "сразу принялся искоренять коррупцию". В частности, установил фиксированные ставки таможенных платежей на различные товары, чтобы заинтересованные граждане не злоупотребляли занижением таможенных платежей. Например, приказал брать с каждого контейнера 8 тысяч долларов за провоз хозяйственных товаров и по 18 тысяч долларов за товары народного потребления. Эта инициатива вскоре и легла в основу уголовного дела. По версии прокуратуры Приморья, Бахшецян установил фиксированные ставки незаконно, "действуя из личной заинтересованности. Всего, по версии следствия, он незаконно взыскал более 21 млн. рублей. Кроме того, Бахшецяна обвинили в покровительстве трем фирмам, которые провезли из Китая контрабанду на сумму более миллиарда рублей, недоплатив почти полмиллиона таможенных взносов.

- Приморье всегда отличалось высокой коррумпированностью на таможне, - заявил "Труду" адвокат Бахшецяна Марат Файзулин. - Мой подзащитный за полтора года сумел повысить собираемость таможенных платежей в 2,5 раза. Он перекрыл огромный криминально-финансовый поток. Ему предлагали взятку в виде участия в семейном бизнесе, но он отказался, и тогда начались проблемы. Не буду называть имен, но в отстранении Бахшецяна от должности были заинтересованы коммерсанты и сотрудники органов, имевшие отношение к стабильному контрабандному потоку через Находку и Владивосток.

ДЕЛА

2000 год. Северо-Западная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий") против начальника Балтийской таможни Александра Пучкова. Дело было связано со скандалом вокруг таможенного оформления импортных куриных ножек. Спустя год прокуратура Санкт-Петербурга решила, что в действиях Пучкова отсутствовал состав преступления.

2005 год. Уволен начальник Брянской таможни Александр Васбулатов по подозрению в организации контрабанды (в 90-е годы Брянскую таможню часто сотрясали скандалы, ее начальники постоянно попадали под следствие). В апреле 2006 года Дорогомиловский суд Москвы восстановил его в должности, но в июне Советский суд Брянска вновь отстранил Васбулатова. Вскоре его обвинили в контрабанде в составе организованной преступной группы.

2006 год. Задержан начальник Дальневосточного таможенного управления генерал-майор Эрнест Бахшецян. Он и четверо его подчиненных обвинялись в контрабанде из Китая в Россию 515 контейнеров различных товаров на сумму, превышающую 1,27 млрд. рублей. Дело слушается в суде.

2006 год. Преображенский суд Москвы приговорил к 6 годам двух чиновников Центральной оперативной таможни. Дело против заместителя начальника отдела борьбы с особо опасными видами контрабанды Евгения Киреенко и начальника отделения этого отдела Михаила Селиверстова было возбуждено по части 4 статьи 290 УК РФ ("Получение взятки"). Киреенко и Селиверстов признаны виновными в вымогательстве взятки в размере 200 тысяч долларов за прекращение проверки деятельности одной фирмы.

2008 год. Задержан начальник Московской северной таможни генерал-майор Сергей Фролов. Его задержали 13 июля по подозрению в получении взятки в размере 1,5 млн. рублей. Также был задержан начальник одного из отделов Московской северной таможни Алексей Жуков, который подозревается в посредничестве при получении взятки.