В Москве прошел первый съезд таджикских мигрантов

На модерации Отложенный

“Сегодня, 10 ноября, у российской милиции праздник. И мы от имени съезда поздравляем с ним! Думаю, мы направим это поздравление на имя министра внутренних дел Рашида Нургалиева”. Так началось заседание Первого съезда народов Таджикистана в России, которое сами его участники неофициально называли съездом трудовых мигрантов.

Приветствия в адрес силовых структур прозвучали даже раньше протокольного исполнения Гимнов России и Таджикистана. И это выглядело символично. Таджики и собрались ради того, чтобы совместно выстраивать нормальные отношения с не очень-то гостеприимными россиянами — от частников-работодателей до представителей госструктур.

О том, каково таджикам в России, напомнил показанный на съезде фильм “Тайна трагедии мигрантов”, снятый таджикскими правозащитниками. Он еще раз подтвердил ставшую очевидной истину: из всех трудовых мигрантов таджикские — самые униженные и оскорбленные. О большинстве из них не ведают миграционные службы. Даже при желании они вряд ли смогут отыскать те “норы”, в которых ютятся гастарбайтеры. Рыночные подвалы, лачуги на подмосковных свалках — люди там живут сотнями, из расчета один человек на квадратный метр.

Работодатели платят им гроши, часть из которых уходит той же милиции. Особенно эффектно смотрелись кадры из аэропорта, где откормленные молодцы в погонах принимали на проверку паспорта и в первую очередь проверяли, вложена ли в каждый из них тысяча рублей.

Таджикских гастарбайтеров избивают неонацисты, их косит туберкулез. По данным руководителя Народной лиги “Таджики” Каромата Шарипова, свыше 2000 таджиков ежегодно умирают в России, а 200 человек пропадают без вести. “Сорок лет — даже не средняя, а максимальная продолжительность жизни таджикского мужчины”, — говорит г-н Шарипов.

Но они все равно едут в Россию. По словам Каромата Шарипова, Таджикистан — единственная страна, откуда самолеты летают с постоянным перевесом. На рейс Душанбе—Москва продается по три билета на одно место.

В том же фильме было рассказано о судьбе одного грузчика. Он фактически живет на улице, спит или на вокзалах, или под рыночными прилавками, кутаясь в тряпье. Но зато за два месяца работы он отослал семье 500 рублей. Для Таджикистана — большие деньги.

Теперь его дети могут продолжить учиться.

Из таких пятисоток, отсылаемых сотнями тысяч таджиков, складываются внушительные суммы. На съезде прозвучали следующие цифры: в год в Таджикистан из России поступает от 1,5 до 2,5 млрд. долларов. Более половины населения страны живет за счет денег, заработанных в России.

Весь этот бурный миграционный поток связан с положением дел в самом Таджикистане. Участники съезда старательно избегали резких политических заявлений. Но недовольство руководством страны, естественно, ощущалось.

При этом, как подчеркивали собравшиеся, организации таджикских мигрантов обязательно предстоит с ним сотрудничать. Сейчас набирает силу новая идеология мигрантов в Россию. Суть ее в том, что страны — поставщики рабочей силы сами должны озаботиться подготовкой гастарбайтеров. Никто за них это не сделает.

Ну о каких нормальных отношениях таджиков и россиян может идти речь, если 70% мигрантов не умеют читать и писать? И даже не на русском — на родном языке.

Учрежденная на съезде общественная организация таджикских трудовых мигрантов намерена добиваться в числе прочего содействия со стороны своего государства. Чтобы азам русского языка потенциальных мигрантов обучали еще на родине. И там же проводили “курс молодого бойца” — куда можно устроиться работать в России, как себя вести, какие права есть у мигранта и т.д. Так организации будет легче бороться и с произволом со стороны иных российских структур и организаций.

Есть у сообщества таджикских мигрантов и задача-максимум. А именно — создать облегченную систему приема гастарбайтеров из Таджикистана, а в конце концов и добиться для них двойного гражданства.

— Из 100 наших мигрантов 99 просят гражданства России, — заявил Каромат Шарипов, избранный председателем новой организации. — Я думаю, что Правительство России к этому готово.

Мнение Правительства России по этому поводу, правда, не прозвучало. Но, как заметили на съезде, “это движение — единственный шанс, чтобы наш голос был услышан сверху”. И, судя по всему, голос этот с каждым днем будет все громче. Таджикских мигрантов в России становится все больше. И их проблемы придется решать на самом высоком государственном уровне.