Почему бизнес России не финансирует оппозицию

На модерации Отложенный Независимый бизнес перестал быть активным субъектом российской политики, как лет 10 назад. Горькие уроки бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, среди грехов которого называлась попытка "скупить Думу", многие предприниматели выучили назубок.

Быть в оппозиции действующей власти сейчас никто не рискует, а сотрудничество с "Единой России" становится обязательным.

В начале октября лидер партии "Союз правых сил" Никита Белых открытым письмом, вывешенным на сайте партии, попросил рядовых бизнесменов поддержать СПС, поскольку - "по указанию из Кремля" - партия осталась без поддержки крупных спонсоров.

Вряд ли на призыв откликнулись массово.

"У меня много знакомых в бизнесе, которые открыто говорят, что боятся не то что давать деньги, боятся по телефону со мной разговаривает, - признается Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы, сопредседатель Республиканской партии России. - Один лишь факт контакта с лидером оппозиции может повлечь за собой репрессии".

"Бизнес сейчас не является полноправным субъектом политики, как это было 10 лет назад. Поэтому никаких поползновений, даже не оппозиционных, а которые просто не лежат в контексте "Единой России" или администрации президента, бизнес сегодня делать не будет. Это исключено. Люди боятся потерять свое имущество, лишиться свободы. А таких случаев в последнее время было много. Я исключаю проявления каких-либо оппозиционных настроений в этой среде", - говорит Павел Толстых, директор Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти Lobbying.ru, кандидат политических наук, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ.

Кто финансировал партии? Госдума первого созыва (1993-1995)

"Выбор России" - "Олби-Дипломат", "Альфа-банк", "Мост", "МЕНАТЕП"

Партия российского единства и согласия - "Газпром"

Блок "Явлинский-Болдырев-Лукин" - группа "Мост", банк "Столичный", "МЕНАТЕП", "АвтоВАЗбанк"

Партия экономической свободы - "Олби-Дипломат"

Блок "Отечество" - Союз нефтепромышленников России, банк "Уникомбанк"

"Преображение России" - Уралмаш, "МЕНАТЕП"

Как можно поплатиться имуществом и свободой за непослушание, власть продемонстрировала уже не только на Михаиле Ходорковском. В 2006 году в федеральный розыск был объявлен глава концерна "Нефтяной" Игорь Линшиц.

По мнению следствия, глава концерна начиная с 2000 года занимался незаконной деятельностью и "в составе организованной группы совершал незаконные банковские операции и получил в результате незаконный доход в размере 57 млрд. рублей".

Но в деле против Линшица многие видят и политические аспекты. В совет директоров концерна "Нефтяной" входил Борис Немцов, и компания давала деньги СПС.

В 2007 году за считанные дни потерял свой бизнес и был вынужден уехать из страны нефтяник Михаил Гуцериев. Наблюдатели говорят, что ошибка Гуцериева заключалась в том, что он перебежал дорогу государственной "Роснефти" в борьбе за остатки ЮКОСа.

Письма спонсорам

Недавно несколько компаний, работающих в Кемеровской области, рассказали, что получили от местных единороссов письма с просьбой оказать материальную помощь в целях финансирования их избирательной кампании. Во втором письме представители правящей партии обещали в случае отказа спонсировать их пожаловаться в Кремль и губернатору.

Факт получения таких писем на бланке "Единой России" подтвердили директор МТС по связям с общественностью Елена Кохановская и пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева.

А фотокопии писем Сибирской угольной энергетической компании (у нее просили 1,3 млн рублей) появились в интернете, хотя ее официальные представители отрицали их подлинность.

Сперва единороссы утверждали, что таких писем не посылали, но впоследствии секретарь кемеровского политсовета партии Геннадия Дюдяева признал, что партия просила по мере возможности поддержать региональное отделение "Единой России", но "в случае отказа никому не угрожали".

Член правления РАО "ЕЭС России", зампред СПС Леонид Гозман знает, что такие письма рассылала предпринимателям "Единая Россия". "Легче найти компанию, которая этих писем не получала, чем наоборот", - заявил он "Ведомостям".

Золото партии

Стоит ли говорить, какая партия сейчас самая богатая?

Кто финансировал партии? Государственная дума второго созыва (1995-1999)

КПРФ - "Инкомбанк", "ТверьУниверсалбанк", "Росагропромстрой"

ЛДПР - "Промышленно-финансовая корпорация "БИН"

Блок "Наш дом- Россия" - "Газпром", "Столичный", "Инкомбанк"

"Яблоко" - "Мост-банк", ряд нефтяных компания, предприниматель Михаил Юрьев.

Бюджет "Единой России", судя по документам, предоставленным в ЦИК, составляет 1,4 млрд.
рублей (56 млн. долларов), из которых 996 млн. - пожертвования юридических лиц. 200 млн. рублей - избирательный фонд.

Бюджету оппозиционных партий куда скромнее: СПС - 35,8 млн. рублей , Яблока - 43,3 млн. рублей, КПРФ - 127 млн. рублей.

"Единую Россию" открыто спонсируют компании "Лукойл" , "Мечел", "Новатэк", "Русал", "Русское море", "Амтел-Фреденстайн", "Челябинский металлургический комбинат", кондитерские концерны "Бабаевский" и "Красный октябрь".

В списке "Единой России" немало людей из "золотой сотни" Forbes или их представителей: основной акционер ММК Виктор Рашников, губернатор Самарской области и бывший глава АвтоВАЗа Владимир Артяков, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, бывший помощник Романа Абрамовича Сергей Капков. экс-замначальника департамента общественных связей ЛУКОЙЛа Валерий Прозоровский, близкий к "Северстали" Георгий Шевцов.

По подсчетам аналитиков, примерно треть мандатов "Единой России" достанется представителям делового сообщества.

Сбором денег с бизнесменов в фонд поддержки "Единой России" занимается один из основателей водочной артели "Ять" Виктор Звагельский. В награду за доблестный труд партия поставила его на проходное 11-е место в своем московском списке.

"Бизнес сейчас делает то, что говорит ему власть, и это проявляется на каждом шагу, - говорит Павел Толстых. - Возьмите хотя бы заявление Олега Дерипаски".

В недавнем интервью Financial Times Олег Дерипаска признался, что "не отделяет себя от государства", и если "государство скажет, что мы должны отказаться от компании Русал, мы откажемся".

Лобби

Дружба с "Единой Россией", сформировавшей большинство в парламенте, - это единственный способ пролоббировать свои интересы.

Кто финансировал партии? Государственная дума третьего созыва (1999-2003)

"Единая Россия" - "Росгосстрах", "СК РОСНО", "Промышленно-финансовая корпорация "БИН", фармацевтическая группа "Ферейн", "Нафта-Москва", структуры "Газпрома", АФК "Система", "Лукойл", "ЮКОС"

КПРФ - "Росагропромстрой", "Альфа-групп", "ЮКОС"

ЛДПР - Красноярский алюминиевый завод, "Альфа-банк", "Промышленно-финансовая корпорация "БИН", "Уникомбанк", "Нафта-Москва"

СПС - РАО "ЕЭС России", "Норильский никель", "Вымпелком" ("Альфа-групп"), "Сибирский алюминий"

Партия "Яблоко" - группа "Мост", "ЮКОС"

Как-либо повлиять на законотворческий процесс оппозиция не в состоянии.

"Все комитеты Госдумы четвертого созыва возглавили представители "Единой России". Эта ситуация произошла впервые, потому что в регламенте Госдумы прописано, что руководство комитетов распределяется пропорционально местам полученным партиями на выборах", - отмечает Толстых.

Роль главы комитета в лоббистском процессе очень велика. По словам политилога, компания ЮКОСа смогла добиться существенных послаблений во времена третьей Думы именно потому, что один из ее акционеров - Владимир Дубов - смог возглавить подкомитет по налогам комитета по бюджетам и налогам.

Во время выборов в Государственную думу четвертого созыва Дубова в последний момент вычеркнули из списков единороссов.

Кто финансировал партии? Государственная дума четвертого созыва (2003-2007)

"Единая Россия" - "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", ЮКОС, "Русснефть", "Транснефть", "Интеррос", "Гута", "Межпромбанк", ТНК, "Базовый элемент", "СУАЛ", "Северсталь", "ЕвразХолдинг", "Донской табак"

КПРФ - "Росагропромстрой", "ЮКОС"

ЛДПР - "Альфа-банк", "Нафта-Москва", "Базовый элемент"

"Родина" - "Нафта-Москва", "Базовый элемент"

"В последнее время роль других институтов в законодательном процессе резко возросла, и парламент сейчас только формально можно назвать законодательным органом. Большинство решений сейчас принимается в администрации президента и аппарате правительства. Они пушут отзывы или заключения на все законопроекты, которые идут через Госдуму. По нашим наблюдениям, после отрицательного заключения администрации или аппарата правительства, дальнейшее прохождение законопроекта через процедуры маловероятно", - говорит Толстых.

Конечно, такие политические условия вряд ли можно считать комфортными для бизнеса, или для общества в целом.

"В режимах авторитарных выше коррупция и выше роль теневого лоббирования", - говорит Толстых.- Даже не нужно привязываться к стране, это понятно на уровне теории. В демократических режимах, где работают институты гражданского общества, теневой лоббизм и коррупция не проходят, и не потому, что в этих странах люди лучше, а потому что все друг друга во власти контролируют. Когда независимые институты гражданского общества уничтожаются, можно проводить грандиозные коррупционые кампании".