Партнеры Олега Шварцмана сворачивают российский проект. \"Тамир-Фишман\" и ЕБРР не хотят иметь дел с силовиками и КГБ

На модерации Отложенный

Европейский банк реконструкции и развития, Российская венчурная компания и израильская инвестиционная компания "Тамир-Фишман", выигравшие недавно тендер на создание венчурного фонда, специализирующегося на высоких технологиях, вышли из проекта, сообщает NEWSru Israel со ссылкой на The Marker. Причина резкого охлаждения к перспективному проекту - скандальное интервью Олега Шварцмана, главы "Финансгрупп", дочка которой "Финанстраст" выступает партнером "Тамир-Фишман" по венчурному проекту , указано в пресс-релизе ЕБРР.

Компании Шварцмана принадлежат 20% создаваемого фонда. В интервью Шварцман рассказал об истоках своей компании, ее нынешних партнерах и покровителях, и о планах на будущее, включающих "бархатную реприватизацию" предприятий. Однако израильские партнеры не пожелали иметь ничего общего с силовиками, интересы которых представляет "Финансгрупп" Шварцмана, и КГБ.

Как заявил сам Шварцман в эфире радиостанции "Эхо Москвы", "сожалею о принятом моими коллегами решении... То интервью, которое опубликовано на страницах "Коммерсанта" - это яд. Хочу сказать аффтару: "Выпей йаду"! Все бизнес-сообщество теперь нахлебалось этого яду".

- Первые комментарии Шварцмана: "Бизнес-сообщество нахлебалось яду"
- "Связной" генерал Шварцмана: он хам, и мне стыдно перед Сечиным

Как отметил Шварцман, "автор этого интервью был приглашен на венчурную конференцию в Пало-Альто". Поезду оплачивала РВК. А то, что он написал после этого, это - "литературная правка". "Любой материал можно подать в совершенно разных контекстах, иногда это меняет суть и смысловое насыщение, действительно, под текстом стоят мои подписи, они стоят под документами. Но насколько эти документы соответствуют публикации - выясняют сейчас компетентные люди. Я не буду давать комментариев", - заявил Шварцман, отметив, что "то, что опубликовано на страницах - не отражает сути моего интервью".

В израильской компании откровения Шварцмана сразу вызвали резкое неприятие, но трудно было предположить, что это приведет к полному отказу от проекта. После интервью пресс-служба "Тамир-Фишман" распространила коммюнике, в котором подчеркивается, что Шварцман является минорным партнером в совместной компании, и не имеет никакой формальной должности в фонде "Тамир-Фишман" в России. "Все, что было сказано господином Шварцманом, было сказано исключительно от его имени, - гласило коммюнике. - В свете громкой огласки, имеющей политическую окраску, наша компания взвешивает дальнейшее будущее совместного проекта".

Здесь необходимо отметить, что в интервью газете "Коммерсант" сам Шварцман определил статус партнерства его холдинга с израильской компанией следующим образом: " Я в компании выполняю стратегические функции - бизнес-планирование, формирование новых бизнес-стратегий, то есть куда движемся, с кем работаем. Операционные функции - задача наших израильских коллег. Наши функции были обеспечить победу в конкурсе, сформировать на стартовом этапе операционную команду, которая, как только пойдут деньги, будет частично заменена. То есть сформировать оболочку, которая, как первая ступень, вынесет ракету на околокосмическую орбиту, а дальше технические функции заменяются профессиональными менеджерами, а на нас остается стратегия".

РВК создана в 2006 году как государственный фонд фондов. РВК инвестирует свои средства в инновационный сектор экономики через венчурные фонды. Стратегия компании состоит в развития инновационных отраслей экономики и рынка наукоемких технологических продуктов в России. В настоящее время капитал, находящийся под управлением РВК, составляет 15 млрд рублей (620 млн долларов).

"Тамир Фишман" является одной из лидирующих и быстроразвивающихся израильских финансовых групп.

За последние десять лет портфель "Тамир Фишман Венчурс" составляет более 30 компаний, среди которых: Chromatis (приобретенный Lucent), Radware, Modem Art (приобретенный Agere), Native Networks (приобретенный Alcatel), Allot Communications, Voltaire, CopperGate, Expand Networks и MGVS. Под управлением "Тамир Фишман" примерно 300 млн долларов, компания специализируется на инвестировании в компании на ранней стадии развития в сфере коммуникации, информационных технологий, биологических наук и новых технологий, передает "Финам".

Банк "Тамир Фишман" известен и еще двумя фактами своей биографии. В июне 2004 года его партнером стал экс-премьер Израиля Эхуд Барак, а затем "Тамир Фишман" хотел купить миллиардер российского происхождения Аркадий Гайдамак. Однако в ответ владельцы банка сообщили, что он не продается.

За что боролись

Инвестиционный банк "Тамир Фишман" в мае 2007 года выиграл тендер, объявленный министерством экономического развития России на создание венчурных фондов, специализирующихся на высоких технологиях. По итогам тендера, "Тамир Фишман" совместно с российскими партнерами и государственной Российской венчурной компанией будут управлять капиталом в размере 2 млрд рублей.

Конкурс, объявленный МЭРТ, выиграли три компании – "ВТБ Управление активами", "Биопроцесс Кэпитал" и "Финанстраст". Предполагалось, что они вложат в отечественные высокие технологии 8 млрд рублей (ВТБ и "Биопроцесс" – по 3 млрд, "Финанстраст" – 2 млрд). Половину этих денег давало государство в лице Российской венчурной компании. Главный акционер "Финанстраста" – израильский инвестиционный банк "Тамир Фишман".

Программа российского правительства предусматривает поддержку создания венчурных фондов, вкладывающих деньги в российские старт-апы в сфере авиации, энергетики, медицины и биотехнологий. Согласно условиям, половину капитала фонда предоставляет государство, а создателям фонда предоставляется возможность в будущем выкупить его долю.

Первые комментарии Шварцмана: "Опубликована литературная правка"

"Сожалею о принятом моими коллегами решении", - такой первый комментарий дал Олег Шварман в эфире "Эха Москвы" по поводу решения партнеров выйти из проекта.

Он утверждает, что опубликованное в "Коммерсанте" интервью не отражает по многим пунктам его позиции. "Есть такое понятие - литературная правка. Любой материал можно подать в совершенно разных контекстах, иногда это меняет суть и смысловое насыщение... То интервью, которое опубликовано на страницах "Коммерсанта" - это яд. Все бизнес-сообщество нахлебалось этого яду... То, что опубликовано на страницах - не отражает сути моего интервью. Опубликована литературная правка".

"Есть мои подписи, которые стоят под документами. Насколько эти документы соответствуют публикации - выясняют компетентные люди. Не буду делать комментариев", - заявил Шварцман.

"Мое сообщение опровергает суть рейдерства, а меня официально называют "госрейдером" и "пылесосом Сечина", а это не отражает ни моей позиции, ни сути моих проектов".

"У меня очень много поправок к тому, что опубликовано в "Коммерсанте". Мы имеем большое количество олигополий, которые по факту расчленили экономику страны, и базируются на незаконных, с моей точки зрения, процессах, происходивших в 90-х годах. Сейчас хаос 90-х породил порядок. Я считаю, что последствия того хаоса должны быть подчищены и приведены в упорядоченное состояние. В том числе и в стратегических сегментах российской экономики".