Прорвет ли Россия западный фронт?

На модерации Отложенный

Ни Москва, ни Запад не собираются поступаться своими принципами.

Еще до начала экстренного заседания главного политического органа НАТО – Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел – было ясно: наиболее агрессивные заявления Кондолизы Райс в адрес России так и останутся сотрясением воздуха. Но после вполне корректного документа, принятого в Брюсселе, последовали совсем не столь корректные заявления и действия представителей европейских государств, говорящие о том, что пресловутый западный фронт, развернутый сегодня против России, несмотря на внутренние противоречия, един в главном для нас вопросе: Россия в конфликте с Грузией была не права.

У нас другое мнение, но Запад оно не устраивает. Даже тот Запад, который откровенно говорит, что войну начал Михаил Саакашвили. От понимания этого факта нам, увы, не легче. Да, западные политики и политические обозреватели могут постфактум говорить все, что угодно, но большинство из них, кроме наиболее безмозглых особей, прекрасно понимает простую истину: сколько ни обвиняй Россию, но подставил-то своих покровителей именно Саакашвили. Причем это обстоятельство, не произносимое с высоких трибун, вовсю обсуждается в СМИ, и не только европейских, но и американских.

За громкими призывами наказать Россию, за публичным выражением солидарности с маленькой гордой Грузией слышится тем не менее тихий вопрос: что делать с неадекватным Мишико, пока он не выкинул еще какой-нибудь фортель? И этот вопрос наиболее болезнен для американского руководства: Саакашвили именно их креатура, и именно с Госдепом обязана была публично посоветоваться Грузия, прежде чем открыть огонь.

США, на самом деле, больше всех проиграли в молниеносной российско-грузинской войне

США, на самом деле, больше всех проиграли в молниеносной российско-грузинской войне. Причем проиграли не тогда, когда российские танки, пройдя через Рокский тоннель, обрушились на грузинскую армию, а в тот момент, когда грузинская артиллерия открыла огонь по Цхинвали. Именно в этот момент заокеанские стратеги попали в ситуацию, называемую в шахматах "цугцванг": в случае российского ответа они должны были либо идти на широкомасштабный военный конфликт, либо продемонстрировать, что есть для них вещи более важные, чем интересы союзника, пусть даже столь лелеемого все последние годы.
Что же касается остальных стран – членов НАТО, сделавших все для себя возможное, чтобы продемонстрировать солидарность с Грузией, то это им Михаил Николаевич бросил в лицо упрек: обманули, дескать, наши ожидания, не оказали необходимую помощь. А какую помощь можно было еще оказать? Начать мировую войну, которая быстро бы стала ядерной?
Тем не менее, верные своим союзническим обязательствам, европейские страны осудили Россию за нарушение международного права. В устах государств, совершивших за последние 15 лет две агрессии против Югославии и одну против Ирака (об Афганистане промолчим), это звучит просто замечательно. Тем не менее, нужно констатировать печальный факт: Россия наполовину оказалась в международной изоляции. То, что эта изоляция не полная, – заслуга не наша, а европейских стран, преследующих свои, чисто практические цели.

Цели эти хорошо известны: Европа, в отличие от США, очень серьезно связана с Россией экономически и не может позволить себе поступать так, как требует госпожа Райс. Однако абсолютно прав известный немецкий политолог Александр Рар, когда, анализируя реакцию канцлера ФРГ на события вокруг Южной Осетии (не забудем, что ФРГ давно уже считается основным нашим партнером в Европе), утверждает: "Госпожа Меркель рискует серьезно испортить те серьезные партнерские стратегические отношения, которые были

Чем дольше будет продолжаться конфликт, тем больше будет консолидироваться позиция стран НАТО

выстроены с Россией ее предшественниками. В Германии ее заявление спровоцировало много возмущения... Она очень ориентирована на дружбу с Америкой. Для нее мир без лидерства Америки – это мир хаоса, в котором она жить просто не хочет.

Поэтому в важных и сложных вопросах она ориентируется на США". И когда он говорит, что у линии Меркель в Германии много не только противников, но и сторонников, он тоже прав. Действительно, Германия, как и вся Европа, в итоге поддержала США и Грузию. И большинство стран Запада рассматривает кавказскую войну как попытку России вновь выстроить империю. Решение нейтральной Швеции о прекращении военного сотрудничества с Россией – лишнее тому подтверждение. Что же касается нежелания целого ряда европейских стран поддержать предложения США о "наказании России", то вызваны они двумя всем известными обстоятельствами, имя которым нефть и газ.

В нашей прессе в преддверии брюссельского саммита НАТО уже появились призывы переориентировать нефтегазовые потоки, идущие сегодня в страны ЕС, на Китай и Индию. Думается, в Евросоюзе такой вариант просчитывали тоже. Сегодня он кажется трудновыполнимым, но завтра может оказаться куда более страшным оружием, чем танки и бомбардировщики. Нефти и газа не хватает уже сегодня. Попытка перехода на биотопливо на сегодняшний день принесла миру не свободу от углеводородной зависимости, а угрозу голода. В немедленное и резкое повышение объемов добычи заветных ископаемых сегодня не верит никто. Значит, речь может идти только о перераспределении имеющихся ресурсов в пользу тех или иных стран. Заработай завтра труба ВСТО (а добыча нефти в России сейчас не только не растет, но даже снижается), кто в итоге останется без необходимых объемов "черного золота"?

Правда, только что представители компании Nabucco Gas Pipeline International GMBH (оператор одноименного проекта газопровода, проходящего в обход России) заявили о рекордном спросе на мощности их трубопровода со стороны потенциальных поставщиков. И если это правда, через несколько лет потребности европейских стран в российских энергоносителях могут резко сократиться. Примечательно, что в те же дни о планах пересмотреть роль России как главного энергетического партнера объявил министр экономики и новых технологий ФРГ Михаэль Глос. Так что наши сегодняшние козыри через некоторое время могут перестать быть таковыми.

Европа очень серьезно связана с Россией экономически и не может позволить себе поступать так, как требует госпожа Райс

Разумеется, если американские политики развяжут от большого ума войну еще и в Иране, так за наши углеводороды европейские союзники США еще и драться начнут. И сегодня, строя свои отношения с Россией, они держат это в уме. Однако и играть на этой зависимости тоже опасно: такая игра европейцев очень раздражает. Так что трубопроводы, ведущие на восток, могут понадобиться вне зависимости от отношений с ЕС. И, тем не менее, вопрос о том, кем мы заменим европейских партнеров в случае решительной ссоры, весьма не прост.

Правда, некоторые российские "аналитики" предлагают простые ответы на него. В день, когда министры иностранных дел стран НАТО собрались в Брюсселе, в одном из российских изданий появилось мнение эксперта исследовательской группы "Конструирование будущего" Сергея Переслегина о том, как нам наказать США: "Оптимальной в этой ситуации мне кажется денонсация Договора о нераспространении ядерного оружия и передача соответствующих технологий в Венесуэлу, КНДР, Иран и другие заинтересованные страны". Интересно, кто, кроме названных стран, захочет после этого вообще иметь дело с Россией?

Что будет дальше, пока сложно предсказывать: ни Москва, ни Запад не собираются поступаться своими принципами. Однако чем дольше будет продолжаться конфликт, тем больше будет консолидироваться позиция стран НАТО, и, возможно, к ним начнут присоединяться и другие, пока нейтральные государства. Разумеется, ситуация пока не безнадежна, но для того, чтобы сегодняшние верные союзники США хоть немного изменили к нам свое отношение, нужны реальные шаги им навстречу. В общем, слово сейчас за нами.

Олег Конюхов