Вместе из этого кризиса выйти невозможно

На модерации Отложенный

Я уже много сказал резких и грубых слов по поводу антикризисной программы правительства и мировоззрения нашего Минфина, который в значительной степени формирует идеологию экономического блока правительства (Минфин и Центробанк в данном случае — это почти одно и то же). Речь идет о понимании природы кризиса и характера его развития. А от этого уже зависит понимание того, каким образом должна выглядеть антикризисная стратегия.

Мы можем говорить о том, что у нас разные взгляды на экономическую политику вообще. Во всяком случае, в докризисный период инерционная модель на максимальную интеграцию России в мировую экономику могла рассматриваться как вариант развития. С нашей точки зрения, это вариант неэффективный, тупиковый и не дающий результата. Но в принципе так можно было жить.

Нас не ждет «счастливое будущее» вместе со всем «прогрессивным человечеством»

Но сейчас ситуация другая. Давайте посмотрим, из чего исходит т. н. антикризисная программа правительства. Она исходит из того, что этот кризис имеет циклический характер. То есть предполагается, что он будет продолжаться некоторое время и его можно «вылечить» с помощью антициклических мер в глобальном масштабе. И решающая роль в этом принадлежит главным мировым регуляторам.

При этом есть прогноз о том, что кризис продлится два с половиной года. Причем ресурсов и внешних заимствований нам хватит примерно на три года, а дальше мы должны сохранить экономику и осуществлять политику модернизации, чтобы использовать этот кризис для качественного рывка. Грубо говоря, все сводится к тому, что мы соберем наши ресурсы, крайне осторожно и аккуратно их используя. При этом не прекращая по возможности финансирования уже начатых программ. А дальше нас ждет «счастливое будущее» вместе со всем «прогрессивным человечеством».

Нынешняя система уже никогда не восстановится

Правительство ставит себе в заслугу то, что социальные программы практически не секвестрируются (и в данной логике это действительно заслуга). Правительство говорит: «Мы не дадим тронуть социалку». Это еще одна идея — в переходный, тяжелый период, когда придется «поджаться», нужно постараться обеспечить социальный мир в стране. Как за счет финансовой подпитки социальных программ, так и морально-политически (демонстрируя обществу, что правительство даже в ложный момент в качестве своего приоритета имеет социальные программы).

В данной схеме это выглядит логичным.

Другое дело, если встанем на позицию, что этот кризис носит не циклический, а системный характер. То есть что он никогда не кончится. Это, конечно, не означает, что мир всегда будет в кризисе. Это означает, что нынешняя система не восстановится. По крайне мере в основных своих параметрах. Она может достаточно динамично меняться благодаря политике тех стран, которые не связывают свое будущее с этой системой. И достаточно долго и постепенно стагнировать в тех странах, которые без этой системы не видят жизни. Но тем не менее она не восстановится. Таким образом, эта депрессия может быть длинной. А может быть менее короткой. Причем последнее может произойти только вследствие каких-то катаклизмов (политических, военных и социальных). То есть она не может быть сокращена путем оздоровления экономики. Никаких источников для оздоровления внутри системы нет.

Глупо связывать свою судьбу с колонной, идущей к месту катастрофы

Отсюда проистекает несколько следующих выводов. Общий вывод — вместе из этого кризиса выйти невозможно. И пытаться делать это достаточно глупо. Потому что глупо связывать свою судьбу с последним в колонне, выходящей к месту катастрофы.

Второе. Когда мы говорим, что можем стабилизировать экономику и нащупать дно, мы имеем в виду, что рубль достиг равновесного состояния и с ним все будет нормально. При этом имеется в виду, что нынешняя конъюнктура в общих чертах должна сохраниться. Наши финансовые власти рассуждают про рубль, как будто кризис еще не начался и все остальные внешнеэкономические параметры стационарны. Речь даже не идет о пресловутом (и вполне возможном) падении цен на нефть. Хотя это вполне реально — если пойдет вторая волна «сжатия спроса», то цены на нефть в принципе могут еще упасть. Впрочем, это мелкий вопрос. К тому же он крайне конъюнктурно короткий.

Речь идет не об этом, а о разрушении ныне действующей платежной системы. Когда Россия требует от США более справедливой, адекватной и работающей мировой системы, надо думать, что другой частью своего мозга товарищ понимает, что система не работает. Потому что глупо требовать от хозяина, бенефициара и куратора системы, чтобы он отказался от своих привилегий.