Русских солдат в странах Восточной Европы объявили врагами

На модерации Отложенный Зачем в странах Восточной Европы переписывают историю второй мировой войны.

Победе СССР и союзников во второй мировой войне завтра исполнится 63 года. По историческим меркам - не так уж и много. Еще живы тысячи участников великого боя с фашизмом. Жива и память о тех, кто сложил голову в этой кровавой битве. И мы помним - во имя чего. Наверняка каждый из нас видел кадры хроники, запечатлевшие, КАК встречали советских воинов жители Европы. И долго верилось, что море цветов, улыбки и слезы счастья навечно останутся символами благодарности европейцев за избавление от нацизма. Исторического избавления. Но вот теперь эта история переписывается с чистого листа. Причем в тех странах, землю которых мы когда-то своей кровью оттерли от оккупационной коричневой краски.

«Комсомолка» не раз писала о том, как поднимают на щит нацистов в Прибалтике и на Украине. В ряде стран Восточной Европы пошли еще дальше: в школьных программах Польши, Румынии, Венгрии утверждается, что, если СССР и сыграл какую-то роль в победе над гитлеровской Германией, то лишь второстепенную. А в основном, мол, занимался захватом и грабежом несчастных восточноевропейских народов.

«Войско Польско Берлин брало, а советско - помогало»

Эта давняя польская присказка все же была не лишена изрядной доли самоиронии. Да, соединения «Армии Людовой» и 1-й Польской армии (сформированные в СССР, полностью оснащенные нашим оружием и подчинявшиеся советскому командованию) действительно вместе с Красной Армией участвовали в освобождении Польши, а потом - в штурме Берлина. Но насчитывали они лишь 60 - 70 тысяч человек. Достаточно сказать, что на польской земле погибли 600 тысяч советских воинов.

Но теперь байка про «войско Польско и Берлин» возведена в ранг абсолютной истины. В изданном в Варшаве школьном учебнике читаем: «Польские части сыграли важнейшую, а в ряде случаев - ключевую роль в захвате Берлина. Они действовали на самых опасных направлениях штурма». И это говорится об «Армии Людовой», которую в нынешней Польше вообще не жалуют. А решающий вклад в освобождение страны, оказывается, внесла «Армия Крайова», подчинявшаяся эмигрантскому польскому правительству, бежавшему в начале войны в Лондон.

В Польше создан уникальный орган - «Институт национальной памяти». У него одна задача - перелицевать историю, в том числе военную, под вкусы нынешнего руководства. И вот уже в прошлом году не без ведома этого института была предпринята попытка закрыть российский раздел экспозиции в музее Освенцима. Мол, пока Москва не признает «оккупацию Западной Украины и Западной Белоруссии». «Русские солдаты принесли нам зло!» - кричали местные газеты. О том, что Освенцим освободила Советская Армия, они забыли.

Да что Освенцим! Репрессиям подвергся даже старый добрый телесериал «Четыре танкиста и собака», повествующий о действиях 1-й Польской армии. Его регулярно показывали по польскому ТВ во время школьных каникул. Теперь баста! Запрета добились ветераны «Армии Крайовой», недовольные, что сериал «пропагандирует братство польской и русской армии».

Улица диктатора Антонеску

Румыния, как известно, была союзницей Германии и напала на СССР также 22 июня 1941 года. По прямым указаниям ее тогдашнего военного диктатора, маршала Иона Антонеску, в самой Румынии и на оккупированных советских землях были уничтожены более полумиллиона цыган и евреев. Своих солдат Антонеску положил тоже около полумиллиона. За все эти «подвиги» маршала и расстреляли по приговору народного трибунала. А вот два года назад румынский суд частично оправдал «героя» и его подручных: дескать, на Советский Союз они напали справедливо, но вот остановиться вовремя не смогли. Теперь именем Антонеску в Румынии называют улицы.С другой стороны, в школьных учебниках утверждается, что перелом во второй мировой войне произошел лишь после того, как в 1944 году Румыния (уже практически освобожденная к тому времени Советской Армией) «поменяла политическую ориентацию» и объявила войну Германии.

Вот тогда-то уж Гитлер задрожал...

«Террор с Востока»

В Венгрии в последние годы не утихают страсти вокруг памятника Советскому Солдату в центре Будапешта. Правые силы требуют его снести. Основание: советский солдат был таким же оккупантом, как и немецкий (хотя известно, что хортистская Венгрия до последнего оставалась верной союзницей Германии). А экспозиция открытого в Будапеште в присутствии высших руководителей страны «Музея террора» откровенно ставит знак равенства между нацистами и Советской Армией. Музей этот - объект непременных экскурсий для школьников со всей Венгрии.

Зато бывшему хортистскому премьеру Бардоши, в годы правления которого Венгрия приняла участие в гитлеровской агрессии против СССР, примеряют венец мученика. А не так давно венгерский суд на скандальном процессе официально оправдал людей, убивших в 1944 году лидера антифашистского сопротивления страны Эндре Шагвари. Как отметил в газете «Непсабадшаг» философ Гаспар Тамаш, «до этого в Венгрии никогда не доходили до открытого отрицания антифашизма». Выходит, теперь время пришло?

ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

Вера КОЛЬЦОВА, замдиректора Института психологии РАН: «Это попытка изменить сознание»

- Пересмотр результатов второй мировой войны бьет по тем, кто ассоциирует себя с Победой, с ликвидацией глобальной угрозы, с тем единением, которое ощущают народы-победители и их потомки. Это очень важная категория: именно она в силу своего ценностно-смыслового содержания позволяет народу осознать свое единство. Если память человека старается «упрятать» информацию о боли, страхе и их преодолении как можно дальше, то память народа, наоборот, жива именно воспоминаниями об общем горе и общей победе.

Победа над фашизмом была общей сверхценностью людей, живших в «соцлагере». Теперь эту общность дробят, русских «выводят за скобки». Опасность не только в том, что обостряются межгосударственные отношения. Сам факт резкой смены ценностей порождает такое явление, как аномия - когда старые ценности поруганы, а новые еще не сформированы. Наиболее восприимчива к таким колебаниям молодежь, которая в силу возрастных психофизиологических особенностей как никто нуждается в максимально четких ориентирах. Вот тут-то им и внушают: «Наши друзья на Западе, а не на Востоке. Потому что Восток никогда ничего хорошего для нас не делал. Уж мы-то знаем, поверьте...»

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»: «Жертвуют правдой ради власти»

- Несмотря на то, что осмысление и анализ исторических фактов является прямой обязанностью каждого нового поколения ученых-историков, то, что мы наблюдаем в некоторых восточноевропейских странах, ничего общего с историей как наукой не имеет. В данном случае это политика, опрокинутая в прошлое в интересах правящих группировок. Довольно заманчиво попытаться решить за чужой счет сразу несколько задач: и создать новую госидеологию, и взбудоражить избирателей намеком на некий «долг» России как правопреемницы СССР, и добрать баллов в глазах антироссийских кругов Запада. Разумеется, никто всерьез не рассчитывает на «компенсацию» или возврат каких-либо территорий, однако даже иллюзия «виноватой России» способна возвысить иллюзиониста в глазах публики.

Тревожно, что профашистские по духу акции некоторых наших соседей поддерживаются Западом, как в прошлом году во время событий в Эстонии. Можно, конечно, напоминать им про приговор Нюрнбергского процесса. Но лучше активно и последовательно протестовать против перелицовки истории.