Александр Лебедев пообещал \"навести порядок\" в \"Аэрофлоте\"

На модерации Отложенный

Эксперты считают, что Лебедев вряд ли будет конфликтовать с менеджментом перевозчика.

В прошедшую субботу крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот" утвердил новый совет директоров. Одним из новичков стал председатель совета директоров Национальной резервной корпорации Александр Лебедев, которому принадлежит около 30% крупнейшего российского перевозчика. Лебедев заявляет, что пришел в совет директоров, чтобы "навести порядок" в "Аэрофлоте". Эксперты считают, Эксперты уверены, что дальше слов против менеджмента "Аэрофлота" Лебедев не пойдет.

Государственный авиаперевозчик "Аэрофлот" утвердил в прошедшую субботу новый состав директоров. Из 11 членов трое новичков. Это Руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский, руководитель Ространснадзора Геннадий Курзенков и председатель совета директоров НРК Александр Лебедев. 

Кресла в совете директоров "Аэрофлота" сохранили гендиректор компании Валерий Окулов и его первый заместитель Владимир Антонов, топ-менеджеры НРК Анатолий Данилицкий и Леонид Душатин, а также чиновники - заместитель министра транспорта Борис Коваль, замруководителя Росимущества Глеб Никитин и заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. Виктор Иванов, бывший помощник президента, а сегодня - директор Госнаркоконтроля, который несколько лет возглавлял совет директоров "Аэрофлота", тоже остался в совете директоров. Нового председателя совета директоров выберут на ближайшем заседании.  

Лебедев идет на помощь

Александр Лебедев является председателем совета директоров НРК, которой принадлежит около 30% акций "Аэрофлота" (контрольный пакет - у государства). В совет директоров перевозчика он пришел, чтобы "навести порядок". По его словам, у крупнейшего российского перевозчика есть несколько проблем, которые он и собирается решить. Это и продолжающийся конфликт "Аэрофлота" с лизинговой компанией "Ильюшин финанс", и проект по возведению терминала "Шереметьево-3", который мало того, что должен был давно быть построен, так еще и не уложился в первоначальную смету, и избавление от непрофильных активов, и наконец, больной вопрос с Alitalia. "Почему "Аэрофлот" должен спасать убыточного итальянского перевозчика", - не понимает Лебедев. 

"Аэрофлот" и ИФК ведут многолетнюю тяжбу из-за контрактов на поставку пассажирских самолетов Ил-96. Лебедев владеет долями в обеих компаниях. Правда, в прошлом году он решил продать свою долю в ИФК. Конфликт между "Аэрофлотом" и "Ильюшин финанс" не на руку ни государству, ни НРК, ни менеджменту "Аэрофлота", - говорит главный редактор проекта "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Кто заинтересован в противостоянии двух компаний, сказать трудно. Скорее всего, это некие силы за пределами менеджмента и частных акционеров, говорит он. Поэтому для решения конфликта "усилий частных акционеров (коим является Лебедев. - Прим. RB.ru) может быть недостаточно", - говорит Пантелеев. 

Что касается сдвигов сроков на год и удорожания на треть строительства третьего терминала "Шереметьево", то к таким последствиям привела изначальная ошибка в определении  пропускной способности нового терминала, говорит эксперт. Вопрос с Alitalia уже решен раз и навсегда, считает Пантелеев: "Аэрофлот" не будет покупать убыточного итальянского авиаперевозчика.  

Лебедев - лоялен 

Эксперт уверен, что дальше слов против менеджмента "Аэрофлота" Лебедев не пойдет. "При всей своей любви привлекать к себе внимание прессы, Лебедев по факту действует взвешенно и прагматично, его действия не носят скандальный и неуравновешенный характер",  - говорит Пантелеев. Когда речь идет о принятии решения в совете директоров, председатель совета директоров НРК редко конфликтует с менеджментом "Аэрофлота".  В качестве примера Олег Пантелеев приводит ситуацию с заказом государственного "Аэрофлота" самолетов Sukhoi SuperJet-100. На словах Александр Лебедев выступал против этой сделки, и настаивал на том, чтобы "Аэрофлот" заказал Ан-148 у "Ильюшин финанс". Но когда у НРК была возможность заблокировать сделку по покупке SSJ100, в которой заинтересованной стороной выступало государство, Лебедев выбрал лояльный к менеджменту подход и не сделал этого, вспоминает эксперт.

Конечно, Лебедев может задавать острые вопросы менеджменту "Аэрофлота", у него есть основания для того, чтобы задавать такие вопросы, но решать их он старается, как правило, в рабочем порядке с менеджментов "Аэрофлота"", - говорит Пантелеев. 

По словам эксперта, единственный случай, когда в делах авиационных, Лебедев перешел от слов к делу, был три года назад. Тогда, вспоминает Пантелеев, будучи депутатом Госдумы, Лебедев подал в суд на экс-премьера Михаила Фрадкова. Поводом для такого шага стал оставленный без ответа запрос Лебедева Фрадкову разобраться с ситуацией в авиационной отрасли, которая стагнировала из-за отсутствия должного финансирования. Лебедев через суд пытался наказать главу кабинета за нарушение сроков ответа на депутатские запросы. Кстати, с ним были солидарны многие коллеги по Думе - 70% ответов правительство присылало, нарушая все сроки.