Путин прав, что раскритиковал «Мечел»? За такие дела сажают на 10 лет

На модерации Отложенный Премьер-министр РФ Владимир Путин совершенно справедливо раскритиковал действия металлургической компании «Мечел». В России уже давно существует сговор крупнейших производителей металла, который необходимо разрушить. Такое заявление в интервью «Новому Региону» сделал известный российский экономист, академик РАН Сергей Глазьев, отметив, впрочем, что подобные заявления в отношении металлургов должна была сделать Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а не Путин. «Владимир Путин фактически выполнил работу главы ФАС Игоря Артемьева, который потакает монополистам», – подчеркнул он.

«Новый Регион»: Некоторые эксперты уже провели аналогию дела «Мечела» с «ЮКОСом». Нет ли в выступлении Владимира Путина, обрушившегося с критикой на металлургов, скрытого подтекста?

Сергей Глазьев: Никаких параллелей с «ЮКОСОМ» я здесь не вижу. Заявление Путина означает ровно то, что в нем сказано. А именно в стране уже длительное время действуют металлургические картели. Они явно злоупотребляют своим монопольным положением, многократно завышая цены и нанося огромный ущерб машиностроению, вынуждая переплачивать своих клиентов в 2-3 раза. Такой же картель существует в нефтяной промышленности. Ни для кого не секрет, что крупнейшие нефтяные компании поделили российский рынок, и цена на бензин в России установилась выше, чем в Америке. Подобный картель есть и в цветной металлургии, химической промышленности и т.д. Пора бы ФАС заняться этим.

«НР»: Но почему премьер первым делом взялся за металлургов?

С.Г.: Потому что именно металлурги являются лидерами инфляции длительное время. Не первый раз инфляционная спираль начинается именно с них. Они наиболее явно и последовательно завышают цены. И это повторяется систематически. Кроме того, нефть и газ постоянно находятся в поле зрения правительства. Все их злоупотребления на рынке быстро отслеживаются и пресекаются. Одни металлурги у нас оказались абсолютно без надзора со стороны ФАС.

«НР»: Что заставляет антимонопольную службу закрывать на это глаза?

С.Г.: Проблема может быть как в коррумпированности, так и в некомпетентности людей, которые влияют на антимонопольную политику.

Сегодня надо заставить ФАС работать, и это задача правительства. Год назад Госдума выполнила все просьбы ФАС по расширению круга его полномочий. Был подготовлен и принят новый закон об антимонопольном регулировании. Почему они сейчас не работают, когда для этого есть все возможности, остается для меня загадкой.

«НР»: Однако ряд политологов основной причиной этого скандала видят желание Путина показать, кто в стране хозяин: он, а не Дмитрий Медведев.

С.Г.: За монопольную политику в России отвечает именно правительство, поэтому вполне естественно, что Путин, а не Медведев выступил с обвинением в отношении металлургов.

Вообще, честно говоря, Владимир Владимирович взял на себя работу главы ФАС Игоря Артемьева. Именно Артемьев должен был этим заниматься, не доведя дело до такого плачевного состояния. Но раз премьер-министр РФ взялся за этот вопрос, значит, он считает его приоритетным. И я абсолютно с ним согласен. Именно злоупотребления металлургов являются главной причиной низкой рентабельности машиностроения, и препятствует решению задач модернизации российской экономики.

«НР»: Кстати, может скандал вокруг компании «Мечел» как-то сказаться на экономике России?

С.Г.: Может, но только положительно. Вообще говоря, заявление Путина нельзя назвать скандалом. Премьер-министр просто обратил внимание на недопустимость недобросовестной конкуренции металлургов. Я могу сказать, что американское правительство в подобной ситуации поступает более жестко. Например, когда нефтяники стали повышать цены на бензин, президент США и конгресс немедленно отреагировали на это не только резкими заявлениями. Они ужесточили уголовное наказание за злоупотребление монопольным положением на рынке. Теперь за завышение цен на бензин американские предприниматели рискуют получить 10 лет тюрьмы. Мы только в начале этой работы. Кроме того, монопольная политика является стержнем госрегулирования в условиях рыночной экономики, и такие скандалы в мире происходят каждый день.