Экспертом Минюста по свободе совести стал сектоборец

На модерации Отложенный Министр юстиции Александр Коновалов должен подать в отставку. Таково мнение главы Российского объединенного союза христиан веры евангельской – пятидесятников, члена Общественной палаты пастора Сергея Ряховского. Поводом для столь резкого заявления стало создание при Минюсте специального совета, задача которого – оценка деятельности религиозных организаций. Совет возглавил Александр Дворкин, чья борьба с сектами нередко перемещалась в зал суда. Недоверие совету выразили многие представители религиозных конфессий.

О министре юстиции России, бывшем полпреде президента в Приволжском федеральном округе Александре Коновалове стало обязательным упоминать, что он – единственный из высших госчиновников, чья религиозность не подлежит сомнению. Ходили даже разговоры, будто он тайно принял монашеский постриг. Г-н Коновалов поспешил назвать это предположение «одной из самых идиотских сплетен, которые в последние годы запускались», но добавил, что, еще работая в прокуратуре, получил богословское образование в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Там прямые пути прокурора пересеклись с причудливыми путями Александра Дворкина, эмигрировавшего из СССР в 1977 году, работавшего диктором на «Голосе Америки» и редактором на радио «Свобода», а в конце 1991-го вернувшегося в Россию, чтобы снискать лавры главного борца с «тоталитарными сектами». Это позволило ему получить звание профессора и место заведующего кафедрой сектоведения в упомянутом университете.

Казалось, пути прокурора и профессора, пересекшись однажды, двинутся дальше в столь непохожих направлениях. Однако год назад Александр Коновалов стал министром, а на прошлой неделе Александр Дворкин возглавил Совет по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте.

Сообщение о «совете Дворкина» представители религиозных объединений, правозащитники и юристы назвали «духовной коррумпированностью», созданием «православной дружины с опричными целями» и даже «плевком в адрес администрации президента». Член Общественной палаты, сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей РФ Сергей Ряховский призвал министра подать в отставку.
Его коллега по Общественной палате политолог и телеведущий Максим Шевченко поддержал пастора в решимости создать «альтернативный экспертный совет».

Эксперты подчеркивают: дело не только в одиозности Дворкина, он – лишь верхушка айсберга. Его заместителями стали директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, чья «Новейшая история исламского сообщества России» вызвала скандал в среде мусульман, и замруководителя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов, публично призывавший сжигать подозрительные книги об Исламе. В совет также вошли журналист из Ярославля Евгений Мухтаров, привлекавшийся к суду за свои антипротестантские статьи, и саратовец Александр Кузьмин, автор «Информационной справки» о кришнаитах, признанной экстремистской. Наконец – что уже совсем странно, коль скоро речь идет о госэкспертизе – в совет попал священник Лев Семенов. Ларчик открывается просто: батюшка – доцент кафедры, возглавляемой г-ном Дворкиным...

По мнению ведущего сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наимы Нефляшевой, «отсутствие в совете лингвистов мирового уровня, которые есть в нашей стране, ставит под сомнение результаты будущих экспертиз». Впрочем, что там говорить о лингвистике, если бывший зампредседателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов считает: для появления подобного совета «надо вносить изменения в закон, однако Минюст не сообщает о таких намерениях». Его точку зрения разделяет почетный адвокат России, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев, заявивший, что «приказ Минюста перечеркивает Конституцию».

Отвечая на весь этот шквал критики, профессор Дворкин заверил вчера, что работа совета будет максимально открытой. Каждый, кто с ним не согласен, сможет выразить свое особое мнение.

Поживем – увидим.