Медведеву для модернизации нужны храбрецы

На модерации Отложенный

Если широкая общественная дискуссия о модернизации пока не получается, значит, ей должна предшествовать не менее, а еще более широкая кампания по просвещению людей, объяснению им идей, смысла, целей и способов модернизации.

В 1814 году, вскоре после вынужденного отречения императора Наполеона I Бонапарта и его отъезда на остров Эльба, король Людовик XVIII Бурбон резко сократил французскую армию. Поступил он так потому, что армии, созданной великим императором, не доверял, очень боялся, как бы она не повернула штыки против королевского правительства. Оскорбленные решением короля, несколько офицеров пришли к военному министру и спросили: «За что нас распускают? Мы храбрые воины и хотим служить Отечеству». Министр, недолго думая, ответил: «У нас теперь мир. Нам больше не нужны храбрецы. Расходитесь по домам». Прошло всего несколько месяцев, и армия Франции решительно поддержала вернувшегося из ссылки Наполеона. Бурбонам, которым оказались не нужны храбрецы, пришлось опять спасаться бегством - от этих самых храбрецов.

Это известная история. За минувшие 20 лет она неоднократно повторялась и у нас. С упрямством, достойным лучшего применения, самодовольные российские «бурбоны» отвергали услуги храбрецов, желающих служить своему Отечеству. Так было при перестройке, когда страну затопил словесно-селевой поток «общечеловеческих ценностей». Так было и в годы смуты, когда искренних патриотов подчас считали реакционерами. Да и, чего греха таить, уже в 2000-е, в годы стабильности, от желающих служить России нередко отворачивались, если их идеи служения отличались от идей воспроизводства ресурсоориентированной экономики.

И сегодня эта история повторяется, но с точностью до наоборот: нынешней российской власти храбрецы необходимы, как никогда, пожалуй, за 60 минувших со времен Великой Отечественной войны и послевоенной реконструкции лет. Сегодня нужны люди, которые могли бы совершить для своей Родины новый подвиг: обновить ее, модернизировать, сделать современной, обустроить заново. Об этом пишет президент России, с этой главной мыслью обращается он к соотечественникам.

Но слышат ли они его?

Нужно быть совсем слепым и апатичным, чтобы не видеть парадоксальной ситуации: люди доверяют власти и понимают необходимость модернизации, но когда глава государства предлагает им самим участвовать в этой модернизации - для начала хотя бы в широкой общественной дискуссии вокруг ее путей, - люди молчат. Говорят эксперты, политизированные блогеры, пикейные жилеты и т. п. - а люди, обычные люди молчат, гражданское общество, ради которого, собственно, вся модернизация и затевается, безмолвствует. Или, скептически вздыхая, отворачивается. Почему?

«Мы научились видеть подставу даже там, где ее нет, мы не верим в существование социальных государств, мы знаем, что под каждой маской скрываются клыки», - пишет в своем блоге мой товарищ и ровесник Максим Александров. С ним сложно не согласиться. Нас так часто обманывали, нас так нагло водили за нос, наши голоса так беззастенчиво пользовали - и пользовали не по назначению, - что теперь нам сложно поверить, что за словами о модернизации последуют реальные дела, что эта новая затея - «всерьез и надолго». Мы словно не верим, что президент обращается именно к нам и именно затем, чтобы из верных слов родились верные дела.

Получается замкнутый круг! Без активной поддержки людей модернизационный проект неосуществим, а поддержка людей пока что по большей части пассивна именно потому, что люди сомневаются в осуществимости модернизационного проекта здесь и сейчас.

Что с этим делать? Как растормошить людей, как их заставить поверить в серьезность намерений власти? Как сделать храбрецов из апатичных обывателей? Как пробудить пассионарность и неудовлетворенность в безразличных, удовлетворенных людях?

Об этом я уже писала в первых колонках во ВЗГЛЯДе. Не нужно объявлять мобилизации, не нужно никого гнать в «светлое будущее» - достаточно встряхнуться ото сна, сбросить чары нефтегазового благодушия и открыть самим себе глаза на грешную реальность. За годы стабильности мир не стал к нам добрее, он по-прежнему полон угроз и соблазнов, их становится все больше, они все опаснее. Главный сегодняшний соблазн - это и дальше высиживать золотые яйца на нефтяной и газовой трубе. А главная угроза - это остаться на трубе, но без яиц, на руинах своих ожиданий, когда отставание от передовых стран станет для нас безнадежным и необратимым.

Если говорить без обиняков, это вопрос об ответственности: перед страной, перед собой, перед детьми и будущими поколениями. Если мы ответственны - мы должны поверить. Поверить даже там и даже в том, где оснований для доверия, исходя из прежнего опыта, совсем немного! В конце концов, когда поверим, примем, как свое, и сделаем своими руками, тогда и основания появятся. Вера, как известно, может двигать горы. Другого шанса сделать выбор в пользу модернизации история нам может уже не предоставить.

А если безответственны - будем и дальше искать в инициативе президента огрехи и вечно находить «весомые» причины для ничегонеделанья.

К сожалению, и сейчас, через полтора месяца после появления статьи президента, тон большинства комментариев далек от конструктивного и делового. Настрой, как и прежде, задают эксперты-скептики и пикейные жилеты.

Профессиональные конспирологи видят в модернизационном проекте лишь тайные интриги околовластных группировок, а профессиональные «стебщики» высмеивают все толковое. О судьбах Отечества говорят и думают мало. Происходящее может порадовать разве что недоброй памяти «прожекторов перестройки». Ничем иным, как злостной провокацией, нельзя назвать промелькнувшие кое-где аналогии Медведева с Горбачевым и намеченной президентом модернизации - с пресловутым «ускорением».

Не упускают свой шанс и вожаки «внесистемной» оппозиции. Каспаровцы из ОГФ («Объединенного гражданского фронта») провели публично-показательную порку своей недавней соратницы Марины Литвинович. Сделано это было в лучших традициях партийно-комсомольского прошлого. Вся вина Литвинович заключается лишь в том, что она, не спросив разрешения самозваных демократов, выступила с «умеренной» статьей в поддержку общественного диалога с властью.

Впрочем, весь конструктив и вся «умеренность» статьи Литвинович отменяются уже одним ее призывом: «Нужно давить на Медведева, чтобы он сдвигался в нашу сторону, а не в сторону Путина. Нужно раскалывать их тандем».

Литвинович то ли не понимает, то ли не желает понимать, что тандем президента и премьера в России - такое же достижение эпохи стабильности, как и сама эта политическая стабильность. Скажу больше: стабильность сегодня невозможна вне поддержки Путина Медведевым как главой государства и Медведева Путиным - как главой правительства, председателем правящей партии и лидером, добившимся этой самой стабильности. «Раскалывать тандем» - значит нарочно, сознательно, с неким недобрым умыслом подрывать устойчивость нашего государства - или, как раньше говорили, «раскачивать лодку».

И чем, скажите на милость, это отличается от нашумевшей в середине десятилетия идеи эспээсовца Надеждина, ныне совершенно (и заслуженно) забытого, что «президента надо валить»? Разница лишь в том, что теперь нас призывают «валить» обоих, президента и премьера, а вместе с ними - и всю нашу пока еще слишком хрупкую, но такую необходимую стабильность. Собственно, расчет свой «непримиримые» не скрывают: так заболтать модернизацию и так раскачать нашу общую лодку, чтобы на волне возникшей нестабильности в России сделался возможным сценарий «цветной революции» и их собственный приход к власти. Расчет понятен: ведь иначе, если народ поддержит президента и его проект, каспаровцам и иже с ними не светит ничего, кроме окончательного забвения.

Всё, что нам необходимо для успеха предстоящей модернизации, - это в нее всерьез поверить. Веру в успех модернизации необходимо продвигать как важнейший из национальных приоритетов. С экранов телевизоров и со страниц газет, из Интернета и из книг, короче, отовсюду люди должны узнавать ответы на свои вопросы о модернизации: зачем она нужна, кому нужна, какой ценой она пройдет, как будет выглядеть страна в самом процессе и после него, к чему нужно стремиться и ради чего и так далее. Если широкая общественная дискуссия о модернизации пока не получается либо не получается такой, какой хотелось бы ее видеть, значит, ей должна предшествовать не менее, а еще более широкая кампания по просвещению людей, объяснению им идей, смысла, целей и способов модернизации. И вся эта кампания должна привести к появлению веры в модернизационный проект. Если будет вера, возникнет и энтузиазм, а с ним появятся и храбрецы, готовые рискнуть временем, силами, карьерой, будущим детей ради успеха нашего общего дела. А со своими храбрецами Россия всегда выигрывала, выиграет и теперь.

Будучи по своим убеждениям русской бонапартисткой, то есть сторонницей активного использования в нашей стране политического опыта Наполеона Бонапарта, я много думаю о том, как бы сам Наполеон решил эту сложнейшую проблему. Он, как никто другой, умел пробуждать в людях веру и приносить энтузиазм народа на алтарь общественно полезных дел. Наверное, он обратился бы к людям с такими примерно словами:

Граждане России!

Полтора года тому назад я принял начальство над вами, чтобы вести вас к славе и величию. Пережив времена позора и унижений, вы поднялись с колен и встали на утомительный, опасный путь. Вам придется преодолеть сопротивление нечистых на руку чиновников, которые вас грабят, и ненависть развратных проходимцев, которые пируют за вас счет. Против вас враждебные режимы, питаемые из подачек вероломных англосаксов. Но десятки поколений ваших героических предков сегодня смотрят на вас с верой и надеждой. Овладев сокровищами недр своей земли и поставив в зависимость от них гордые державы Европы, вы обрели могущественных союзников и лишили врагов шанса что-либо предпринять против вас в ходе этой борьбы.

Впереди у вас новые возможности покрыть себя славой и завоевать богатство. В вашей власти превратить Россию в процветающее государство, способное противостоять всей совокупной мощи Старой и Новой Англии. Своей решимостью трудиться ради блага нации вы призовете времена, когда ни один чиновник не посмеет обидеть послушного закону гражданина и ни один чужестранец внутри или вовне страны не решится с превосходством посмотреть на русского.

Граждане, я нуждаюсь в вас. Мне нужны храбрецы, способные разделить со мной мою веру и мою борьбу. Слава России!