Смертная казнь: политика есть, практики нет

На модерации Отложенный

Вчера Верховный суд России обратился в Конституционный суд (КС) с просьбой разъяснить возможность применения смертной казни в стране с 1 января 2010 года. С этого момента суды присяжных начнут действовать и в Чечне, то есть уже во всех регионах России. Однако и так понятно, что Кремль найдет возможность сохранить фактический мораторий на смертную казнь, который действует не столько по решению КС, сколько по негласному решению президента России с 1996 года. Кроме того, никто не отзывал подпись России под 6 Протоколом европейской конвенции, несмотря на то, что он так и не ратифицирован.

Согласно УК России, смертная казнь может быть назначена мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет. Уголовный кодекс содержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни: убийство; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; геноцид. Конституция России, в свою очередь, гарантирует право каждого, до отмены смертной казни, на рассмотрение его дела судом присяжных.

Уже известно, что КС готов рассмотреть этот вопрос 9 ноября. В ходатайстве ВС говорится, что 2 февраля 1999 года КС принял постановление, согласно которому смертная казнь отменяется до введения в действие закона, обеспечивающего право на суд присяжных каждому обвиняемому в преступлении, за которое может быть назначена высшая мера наказания, на всей территории РФ. Хотя правозащитники указывают, что реально суды присяжных в Чечне с Нового года не заработают.

Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, отменяющий смертную казнь, был подписан в Страсбурге в 1983 году. Россия подписала этот протокол, и хотя еще не ратифицировала его, но от участия в нем не отказалась. В феврале 1996 года Россия присоединилась к Совету Европы и взяла на себя обязательство в течение трех лет подписать протокол. В мае 1996 года президент Борис Ельцин подписал Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни». Однако этот Указ вовсе не вводил мораторий де-юре, несмотря на подобные ожидания. Мораторий был введен де-факто. Дело в том, что по закону смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения президентом ходатайства о помиловании, и Ельцин перестал рассматривать такие ходатайства с августа 1996 года. Протокол же был подписан президентом в феврале 1997 года, но до сих пор так и не ратифицирован парламентом.



Однако до 1999 года суды могли выносить смертные приговоры. В 1999 году и было принято решение КС, который постановил запрет на вынесение высшей меры до введения суда присяжных на всей территории России. Единственным и весьма скандальным исключением стало решение Высшего суда Северной Осетии в мае 2006 года, когда он приговорил единственного оставшегося в живых террориста, участвовавшего в захвате школы номер один в Беслане, Нурпаши Кулаева к смертной казни. Но тогда эта мера была сразу заменена на пожизненное заключение. Смертная казнь в этом случае стала политическим решением, так как для Северной Осетии, да и для России теракт такого масштаба был шоком. Важно также отметить, что дело рассматривалось без участия суда присяжных из-за отказа самого обвиняемого.

С Нового года, гипотетически, суды снова смогут выносить смертные приговоры, которые, правда, не будут исполняться из-за негласного президентского моратория. В этом сомнений нет, так как сам Путин не раз говорил, что выступает против смертной казни. Еще в 2002 году на встрече с российскими и немецкими журналистами, он заявил, что «самое главное все-таки заключается не в том, что у нас есть какие-то обязательства, а в том, что по сути своей ужесточение наказания, к сожалению, как бы нам этого ни хотелось, само по себе не ведет к понижению уровня преступности. Это только для внутреннего политического употребления неплохо проявить себя этаким сильным политиком, который готов расстреливать или сажать на электрический стул».

Действительно, тема смертной казни в России сегодня имеет значимость исключительно в двух аспектах. Во внутриполитическом - она активно используется политиками (Сергей Миронов, например) и чиновниками (Виктор Иванов, глава ФСКН), учитывая, что за смертную казнь выступает большинство населения России (по разным опросам смертную казнь за те или иные преступления поддерживают от 70 до 90% населения). Во внешнеполитическом аспекте эта тема является исключительно вопросом торга с Европой. Москва готова ратифицировать шестой протокол, но ждет удобного случая, при котором это можно было бы сделать в качестве ответного жеста благодарности за некое знаковое решение Европы. К практике исполнения смертных приговоров в России это уже не имеет никакого отношения.


ОПРОС: Нужна ли в России смертная казнь?