Сидеть от урока — и до вечера

На модерации Отложенный

Педагоги считают, что новый приказ Минобрнауки заставит их работать больше за те же деньги.

Педагогическое сообщество бурно обсуждает проект приказа Минобрнауки «Об утверждении особенностей рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих педагогическую деятельность». Документ пока не принят, но уже сейчас, на этапе разработки, он вызвал немало критики.

Преподаватели школ и вузов жалуются, что документ отдает вопросы регулирования рабочего времени работников образования на откуп руководству организаций. Профсоюзные организации предупреждают, что инициативы ведомства могут обернуться дополнительной неоплачиваемой нагрузкой на преподавателей.

Как заявил «Известиям» сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», преподаватель РГГУ Павел Кудюкин, для работников школ документ предусматривает ряд видов работ, которые не включаются в оплачиваемое рабочее время, хотя учителя выполнять их обязаны. 

Речь идет о пункте 2.3 проекта приказа. В нем под «другой частью педагогической работы» подразумевается в том числе «участие в концертной деятельности, конкурсах, состязания, экскурсиях... и других формах учебной деятельности». По словам Кудюкина, всё это не предусматривает оплаты.   

Это, считают представители преподавательского сообщества, приведет к тому, что учителя будут больше работать за те же деньги. Кроме того, по его словам, в документе слабо отражены проблемы рабочего времени работников высшей школы.

— Вообще не упомянута проблема регулирования рабочего времени научных сотрудников, которые есть во многих вузах, — сказал Павел Кудюкин. — Совершенно не принято во внимание то, что немалая часть рабочего времени преподавателей уходит на неучитываемую и неоплачиваемую работу. Например, по приему академических задолженностей. 

В профсоюзе считают, что в приказе необходимо прописать как можно более четко обязательную норму о том, что администрация не вправе заставлять преподавателя находиться в помещении образовательной организации, если это не вызвано проведением занятий или иных видов работ. 

В пункте 2.4 проекта приказа говорится, что «в дни недели, свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию... обязательное присутствие в организации не требуется».

— Вот в этой формулировке и проблема. Мы требовали, чтобы был четко прописан запрет. Но формулировка «не требуется» на практике означает совершенно другое. Педагога и раньше могли заставить высиживать часы, но и в новом проекте это не запрещено. Сейчас это часто применяется как мера наказания, — поясняет Кудюкин. — Мы сталкиваемся с тем, что индивидуально для членов профсоюза вводится норма о 36 часах в неделю, притом что других преподавателей отсиживать часы не оставляют. Это такая форма наказания за избыточную общественную активность.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов рассказал «Известиям», что получает очень много обращений с критикой ведомственного приказа.

Депутат отправил запрос на имя вице-премьера Ольги Голодец с просьбой отозвать проект приказа и организовать его широкое обсуждение с профессиональным сообществом. На это он получил пятистраничный ответ, подписанный первым замминистра образования и науки Натальей Третьяк (копии документов есть в распоряжении «Известий).

В письме Третьяк говорится, что процедура отзыва проектов нормативно-правовых актов не предусмотрена. Первый замминистра утверждает, что проект приказа «нацелен на предотвращение практики необоснованного расширения работодателями видов работ, исполняемых педагогическими работниками, в том числе неоплачиваемыми», и что он не противоречит норме о 36-часовой рабочей неделе для педагогов.

Кроме того, пишет Наталья Третьяк, документ обсуждался с профессиональным сообществом, а на встрече с профсоюзом «Учитель» по всем вопросам были даны «исчерпывающие ответы и комментарии».

— У них на Тверской пикет учителей проходит, и это вот называется «были даны исчерпывающие комментарии», — иронизирует Бурматов (в понедельник днем профсоюзы «Учитель» и «Университетская солидарность» пикетировали здание Минобрнауки. — «Известия»). — Когда они исчерпывающие, мне кажется, люди на пикет не выходят.

— В приказе есть моменты, которые могут, на мой взгляд, «осчастливить» наших учителей, работников детских садов и работников высшего образования дополнительным ненормированным и неоплачиваемым рабочем временем. Пока сохраняется хотя бы малейшая угроза для прав работников системы образования, такие нормативные акты приниматься не должны, — сказал парламентарий.

Член Общественной палаты Ефим Рачевский как директор московского Центра образования № 548 «Царицыно» высказал следующее мнение: проблема тут только в толковании документов, а сами документы нормальные. Ну а если руководители заведений, пользуясь приказом, будут заставлять сотрудников перерабатывать, «значит, этих директоров школ сметут, и они окажутся на свалке», — заявил он «Известиям».

— В законе написано — рабочая неделя у педагогов 36 часов, — говорит Рачевский. — А дальше — бывают идиотские начальники на муниципальном уровне, иногда на школьном. У учителя есть 20 часов педагогической нагрузки, а про остальные 16 ему говорят: «Сиди на работе!» А он сам волен распоряжаться этими 16 часами. Он может в библиотеку пойти. Может пойти в кино смотреть какой-нибудь фильм, чтобы с детьми потом обсудить. Может пойти отжиматься в спортзал, чтобы приобрести навыки культуры тела, чтобы содействовать подобному в работе с детьми. Тут нет проблемы. Проблему породили эти люди, которых я, наверное, нехорошо назвал.

В Минобрнауки «Известиям» пояснили, что «проект нового приказа устанавливает не режим рабочего времени педработников, а лишь особенности этого режима, включая регулирование выполнения той работы, которая не является нормируемой. Проект приказа вносит разъяснения для работодателей, исключая возможности для злоупотреблений».

Не исключено, что в Минобразования прислушались к педагогам и оперативно внесли изменения в документ. По крайней мере, вечером в понедельник, уже после митинга, «Известиям» сообщили в ведомстве следующее:

— Проект приказа запрещает требовать от работников обязательное присутствие в школе в указанные дни (когда нет уроков и педсоветов, самый яркий пример — период каникул. — «Известия»), четко прописывая что «обязательное присутствие в организации в этот день (период времени) не требуется. В действующем приказе это напрямую не оговорено. В проекте приказа предлагается отменить норму, основанную на идее «заемного труда», когда работодатель может направлять работника во время каникул, например, на работу в оздоровительный лагерь, — фактически к другому работодателю. Подчеркнем, что ни действующий приказ, ни новый проект не устанавливают должностные обязанности преподавателей.